0 1444

Белорусы неохотно жертвуют на благотворительность из-за недоверия

Люди готовы жертвовать на благие цели, но, по их словам, часто не понимают, куда идут деньги. Или к ним никто не обращался с подобными просьбами.

Готовы ли белорусы заниматься благотворительной деятельностью и доверяют ли благотворительным организациям? Сколько и на что жертвуют средств?

Белорусский Красный Крест (БОКК) и компания SATIO представили результаты исследования «Анализ рынка благотворительности и мотивов осуществления пожертвований в Беларуси», в котором приняли участие 814 респондентов – физических лиц со всех регионов страны и 332 респондента – представители малого и среднего бизнеса.

Ольга МЫЧКО, генеральный секретарь БОКК, объяснила, почему было важно провести подобное исследование:

- В Беларуси большое количество гуманитарных и благотворительных организаций, которые помогают государству решать важные социальные проблемы. Работа многих из них, в том числе БОКК, возможна в первую очередь благодаря использованию растущего гуманитарного потенциала общества. Все больше людей осознанно становятся волонтерами. Растет количество социальных проектов, реализованных по инициативе как самого населения, так и бизнес-структур. Но, чтобы двигаться дальше, нужно оперировать не только субъективными наблюдениями, поэтому мы рады, что появилась возможность проанализировать отношение людей к благотворительности, получить объективное представление о том, почему и на что жертвуют или по какой причине не жертвуют жители и бизнес-сообщество Беларуси, есть ли у них доверие к благотворительным организациям.

Страновой координатор Швейцарского Красного Креста в Беларуси Татьяна ГАПЛИЧНИК дополнила:

- Важно, как показало исследование, что потенциал у рынка благотворительности есть и он недоиспользуется. Люди готовы жертвовать на благие цели, но, по их словам, часто не понимают, куда идут деньги. Или к ним никто не обращался с подобными просьбами.

Кроме того, существует понятие «экосистема благотворительности»: чем больше в той или иной стране организаций, занимающихся благотворительностью, тем активнее люди на это откликаются. Исследование указало на неразвитость такой экосистемы в Беларуси: недостаточное число и молодость организаций, занимающихся благотворительностью.

Что мешает?

В целом под благотворительностью в Беларуси понимают практически любую безвозмездную помощь – в том числе пожертвования в храмах, сборы (например, на ремонт) в школах и детских садах. Большинство предпочитает жертвовать нуждающимся напрямую, меньшая доля – через благотворительные и общественные организации.

На рынок сбора пожертвований могут влиять как положительные, так и отрицательные факторы. К отрицательным директор по развитию SATIO Владислав ШУМСКИЙ отнес некоторые правовые моменты:

- Во время исследования мы общались с представителями общественных организаций. В частности, нам рассказали о ситуации, когда представителям организации, которые оказывали помощь многодетной семье в обустройстве кухни, пришлось уплатить еще и внушительный подоходный налог. Такие моменты благотворителями воспринимаются негативно.

То есть несовершенство правового поля не только затрудняет развитие корпоративного сегмента пожертвований, но и ограничивает возможности благотворительных организаций. Исследователи выделили 4 основные проблемы и предложили пути их решения:

1.      Отсутствие налоговых льгот.

Как решить: разработать и внести в Налоговый кодекс Беларуси положение о предоставлении налоговых льгот некоммерческим организациям и получателям их помощи, а также относительно компенсаций, полученных волонтерами.

2.      Сложности оформления иностранной спонсорской помощи.

Как решить: поэтапно отказаться от системы регистрации иностранной безвозмездной помощи, заменив на данном этапе разрешительный принцип регистрации на заявительный. Установить минимальный размер денежных средств и иного имущества, получаемого из-за рубежа, который не подлежит регистрации. Исключить вопросы регистрации иностранной безвозмездной помощи из компетенции Департамента по гуманитарной деятельности и передать в компетенцию налоговых органов.

3.      Целевой характер помощи.

Как решить: отменить указ №300 с сохранением (при необходимости) регулирования со стороны Совета министров Республики Беларусь в отношении государственных организаций в случае безвозмездной передачи ими имущества иным лицам в виде безвозмездной помощи.

4.      Невозможность вести коммерческую деятельность.

Как решить: исключить из Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» (ст. 20) запрет на право общественных объединений самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность.

Есть проблемы

Причины отказа населения от участия в благотворительности  – это личные проблемы, в первую очередь финансовые, и недоверие к благотворительным организациям. 

Если обратиться к исследованию, то деньгами предпочитают помогать в основном больным детям и сиротам, а пожилым людям - оказывать волонтерскую помощь. Бизнес чаще всего помогает больным детям, сиротам, детдомам, малоимущим и людям с инвалидностью. Крупным бизнес-компаниям неинтересно просто перечислять деньги на благотворительность: они предпочитают выбирать значимые проекты со значимыми результатами, которыми можно было бы гордиться.

Сделать мир лучше

В целом согласно данным исследования белорусы жертвуют по следующим причинам: больно чувствовать, что кто-то страдает; это способ сделать мир лучше; благотворительность напоминает, что есть люди, которым тяжелее.

Опрос показал, что благотворительностью занимаются 9 из 10 белорусов. Наиболее популярный способ – денежные пожертвования, их совершают 68% опрошенных. 52% - помогают вещами, 21% - распространяют информацию, 16% - оказывают уход, 8% - занимаются волонтерством.

Среднестатистический белорус жертвует порядка 78 рублей в год с частотой примерно 1 раз в 2,5 месяца. По мнению населения, самый удобный способ жертвовать деньги – это передавать их лично. При этом практически ни одна благотворительная организация этот способ не использует.

Что касается малого и среднего бизнеса, то средний размер пожертвований – 700 рублей за 1 раз. Оказание спонсорской помощи осуществляется около 3 раз в год. Основное условие, при котором бизнес больше участвовал бы в благотворительности, - улучшение финансового положения. На втором месте – упрощение законодательства.

Кого знают?

Из 400 благотворительных организаций реально известны (набрали более 1% упоминаний) всего 20 (менее 5% общего числа). На первом месте по известности и у населения, и у бизнеса – Белорусское общество Красного Креста.

В топ-20 организаций по объему привлекаемой безвозмездной помощи (из источников внутри страны), помимо БОКК, вошли: фонд «Шанс», Белорусский детский хоспис, «ЮниХелп», «SOS Детские деревни», Белорусское общество инвалидов, проект «Имена», «БлагоДарим», фонд «Добра ТУТ», ЮНИСЕФ, поисково-спасательный отряд «Ангел» и другие.

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка


Актуальные вопросы

  1. Как контролировать активного ребенка?
  2. Как избавиться от отеков и восстановить форму после длительных праздников?
  3. Остается ли семья многодетной, когда старшему ребенку исполнится 18 лет?

Бизнес-форум

REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by