0 3656

Крутое пике. Что не так с Boeing 737 Max?

Как плохое бизнес-решение могло привести к катастрофам Boeing 737 Max.

Boeing 737 Max.
Boeing 737 Max. © / Commons.wikimedia.org

"АиФ" приводит перевод статьи Slate о цепи событий, которая могла стать причиной гибели трех сотен человек в двух авиакатастрофах.

Через 32 часа после крушения самолета Boeing 737 Max в Эфиопии, в результате которого погибли 157 человек, акции компании, которая произвела судно, упали на 12% на Нью-Йоркской фондовой бирже. (Сама компания в итоге подешевела на $26 млрд.Прим. ред.)

И хотя причины инцидента еще предстоит установить, по всей видимости, инвесторы уже не будут столь уверены во вложениях в Boeing — ведь катастрофа случилась всего через пять месяцев после падения рейса 610 Lion Air в Индонезии. Оба происшествия испугали как авиакомпании, так и пассажиров.

737 Max совершил свой первый полет всего два года назад, по миру эксплуатировались около 350 самолетов. Для новейшего судна две катастрофы — это очень плохо. Расследование причин падения рейса Lion Air еще продолжается, но предварительное заключение содержит вывод о том, что из-за неисправного датчика автопилот ввел самолет в крутое пике. Еще меньше мы знаем о причинах крушения в Эфиопии. Но независимо от причин мы можем утверждать, что два инцидента, произошедшие один за другим, заставляют усомниться в доверии к производителю судна. До сих пор Boeing пользовался безупречной репутацией — у нового 787-го не было ни одного смертельного случая, 777-й 18 лет летал без происшествий. И возникает вопрос: так как же компания внезапно оказалась в такой репутационной яме?

Все сводится к бизнес-стратегии. Базирующийся в Чикаго Boeing по сути соперничает только с французским Airbus, с котором они делят надвое $200-миллиардный рынок самолетов. Большая часть этого рынка — ближне- или среднемагистральные узкофюзеляжные лайнеры, способные вместить от 100 до 200 человек. Это «рабочие лошадки» авиации, негламурные, летающие, например, из Солт-Лейк-Сити в Денвер (1,5 часа) и из Нью-Йорка в Чикаго (2,5 часа).

737-й впервые полетел в 1967 году, и хотя с тех пор он многократно обновлялся, сердце его — по-прежнему времен «Парней что надо». В эпоху самолетов, управляемых электросигналами, у него все еще механические приводы, и сделан он из алюминия, а не из новомодных композитов. Семейство Airbus A320 появилось на поколение позже, в 1987, и оно с самого начала было композитным и с электродистанционной системой управления. В 2014 году Airbus выпустил A320neo, последнюю версию судна, в ней появился двигатель, который потреблял на 15% меньше топлива, чем предыдущий.

Чтобы сохранить лидерство, Boeing нужно было чем-то ответить. Было два варианта: создать что-то совсем новое или взять 737-й и отполировать его. Первое бы потребовало кучу денег — последняя новинка, 787-й, обошлась в 32 млрд долларов. И к тому же такие самолеты нуждаются в переобучении обслуживающего персонала и пилотов.

В итоге Boeing выбрал второй вариант, более экономичный. Двигатели сменили на новые, чуть подправили детали корпуса — все это вместе должно было дать до 20% экономии топлива. Двигатели стали большего диаметра, и, чтобы разместить их, инженерам пришлось сдвинуть точку крепления крыла к фюзеляжу. Это, в свою очередь, повлияло на то, как самолет управлялся. Он отклонялся в полете, что могло привести к так называемому «аэродинамическому срыву», когда самолет выпадает из воздушного потока — и это было самым опасным. Чтобы избежать этого, в компании разработали новую систему автопилота, которая бы опускала нос судна, если он слишком задирался в полете. Если верить предварительному заключению, именно эта система привела к катастрофе борт Lion Air.

Если бы Boeing с нуля разработал новый самолет, ему не пришлось бы разбираться с такими проблемами. Они могли разработать такой фюзеляж для новых двигателей, при котором нос бы не задирался. В итоге же инженерам пришлось сделать так, чтобы система маскировала недостатки самолета. Автопилот может предотвращать большое количество инцидентов, вызванных безответственностью или невнимательностью пилотов, но также он усложняет общую картину. И если с ним что-то пойдет не так, для пилота это может оказаться неприятным сюрпризом. Особенно в напряженных, стрессовых ситуациях. Рейс Air France 447 разбился над Атлантикой в 2009 году после небольшой неисправности системы — летчики слишком остро отреагировали и не знали, чего ждать от автопилота.

В свете катастроф вроде той, что случилась в Эфиопии, сразу звучат призывы к усиленному обучению персонала, и это, конечно, помогает. Но всему ведь есть предел. Человеческий мозг слабо подготовлен к работе с незнакомым материалом в стрессовых ситуациях. Спустя 5 лет после катастрофы над Атлантикой все пилоты, летающие на Airbus, должны были быть в полной мере готовы к работе в ситуациях вроде той, но в 2014 году разбивается A320 над Яванским морем — летчики совершили ту же самую ошибку, с тем же результатом.

Неясно, что случилось в Эфиопии, но вне зависимости от причин и того, что покажет расследование, 737 Max теперь — как мертвая змея, которая может укусить даже после смерти.

Boeing сейчас вряд ли на грани финансового краха. Компания слишком велика и слишком важна для мирового рынка авиации, чтобы ее лишиться. Но будущее 737 Max точно под вопросом. Никто не захочет покупать такую модель, когда на рынке есть другие. А Boeing придется либо делать очень внушительное обновление, либо начинать с чистого листа.

Автор — Джефф Уайз, оригинал читайте здесь >>

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка


Актуальные вопросы

  1. Кому достанется имущество, если у человека нет наследников?
  2. Надо ли платить штраф за умершего родственника?
  3. Что делать, если пропустил срок для принятия наследства?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by