0 20872

«День знаний, который не стал праздником». Мама школьника - о наболевшем

Знаю, что «АиФ» - это издание вопросов и ответов. Но хорошо понимаю, что на эти вопросы у нас в обществе мало кто возьмется отвечать. Да и задавать-то их, когда твои дети учатся еще в школе, признаюсь, тоже страшно. Но давайте попробуем!

Когда-то этот лозунг работал. Насколько он актуален сегодня?
Когда-то этот лозунг работал. Насколько он актуален сегодня? © / Фото из открытых источников

Начало сентября. День знаний. Традиционно это праздник для всех культурных  людей. Особенно для школьников и их родителей. Но главный человек на этом празднике – учитель.

И вот я посетила большое родительское собрание в средней школе накануне начала учебного года. Директор, завучи, учителя приветствовали родителей и вводили в курс дела. Родители в актовом зале собрались воодушевленные, несмотря на волнение.

Нарядные педагоги никак не могли изобразить радость, сколько ни старались. Ключевой информацией стали предостережения, опасения, регламенты, угрозы…

Потихоньку градус радости в актовом зале снижался. И я вдруг поняла, почему.

Эти опытные люди, искренне любящие детей и свою работу, в своих выступлениях все время защищались.  И защищали детей – от сверхожиданий и страхов родителей, от невероятных требований программы, от завышенных норм и обязательного подсчета всевозможных клеточек…

Они были вынуждены защищаться и от родителей – от их справедливого возмущения чрезмерной загруженностью детей, от упреков в нехватке знаний, от желания сделать получение знаний более легким и эффективным. А в итоге – знаний через страдания и нелюбовь ко всему периоду школьной жизни?..

Учителям приходится защищаться от своего внутреннего голоса: почему их труд и их квалификацию не ценят? Почему увеличивают нагрузку в часах и количество детей в классе? Почему нет технического оборудования и изменений в программе с учетом общемирового прогресса? Почему все школы однотипны? Почему зарплата учителей не то что не позволяет заниматься самообразованием в других странах, но и не обеспечивает никакой конкуренции при найме? Почему у школ нет денег на самое необходимое? Почему нельзя пробовать разные форматы обучения и разработать индивидуальные программы для детей в зависимости от способностей? Почему педагог, как раб, должен в личное время решать вопросы, не связанные с его работой? Почему проверки не помогают, не улучшают, а только ухудшают условия труда? Почему грубый педагог остается на своем месте так же, как терпеливый и талантливый? Почему учитель отвечает за проблемы всей экономики, занимаясь детьми из разрушенных и необеспеченных семей, не имея никаких ресурсов – ни квалификации, ни времени, ни поощрения?..

В итоге приходится защищаться и от своей требовательности и стремления к самосовершенствованию. Ведь дети тоже смотрят видео на YouTube и спрашивают – почему, например,  в такой же холодной Финляндии учителя такие теплые? Почему детям в школах других европейских стран бывает весело и интересно, а учителя успевают все объяснить на уроках? Почему сами уроки проводятся в разных форматах? Почему там школа со своими правилами не выглядит лишь переходной ступенью к армии? Или, например, почему у нас за годы изучения английского все равно нельзя заговорить на нем так, чтобы потом полученных знаний хватило для учебы в институте или работы в другой стране? Почему на занятия заставляют ходить в темных костюмах, в которых взрослые люди посещают только очень строгие мероприятия? Почему по внеклассному чтению все книги – про победу над царизмом и коммунизм? А новых книг нет? Почему учиться надо так много, а реально полезных в жизни знаний все равно так мало? Почему даже отличникам придется брать репетиторов, чтобы подготовиться к поступлению, а программы вступительных и выпускных различаются?..

Еще учителю приходится защищаться от общественных претензий – почему он не вдохновляет 25-30 разноплановых личностей сидеть спокойно 6-7 часов на одном месте? Почему классный руководитель не мотивирует и не развивает всех учеников класса и не воспитывает из них будущих предпринимателей и уверенных в себе лидеров?

А еще приходится защищаться от вышестоящих руководителей в системе образования. Чиновники без должной практики имеют власть, но не ответственность. Почему они не интересуются успешным мировым опытом, не внедряют его, а лишь «латают одеяло» вместо полной перестройки устаревшей системы образования советского образца? Многие еще верят в то, что ребенка можно отформатировать, как карту памяти, и сделать из него удобную деталь для дальнейшего использования в обществе. При этом, конечно, учитель должен оставаться напильником. А для этого надо почаще проверять учителей и посадить побольше детей в классы, потому что «хорошему учителю все равно, сколько детей учить». Но разве мы можем разбрасываться детьми и позволять делать так, как было в СССР? У нас же нет такой конкуренции и столько населения, как, например, в Китае. У нас каждый ребенок может и должен быть максимально раскрыт и проявлен как дар, и не для того, чтобы строить чье-то мировое светлое будущее, а чтобы в первую очередь быть любимым и счастливым…

Вот такой вот праздник знаний получился. Знаю, что «АиФ» - это издание вопросов и ответов. Но хорошо понимаю, что на эти вопросы у нас в обществе мало кто возьмется отвечать. Да и задавать-то их, когда твои дети учатся еще в школе, признаюсь, тоже страшно.

Мама школьника

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Как заставить себя работать после отпуска?
  2. На каком расстоянии камеры фотофиксации видят нарушения?
  3. Что такое «барическая пила»?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by