0 596

Как достается тепло? Некоторые особенности оплаты коммунальных услуг

Удивить нас, потребителей, какими-либо «трюками» с оплатой услуг по теплоснабжению почти невозможно. Тем не менее формирование тарифов на отопление и подогрев воды, исчисление платы за эти услуги – самые темные и запутанные закоулки нашего быта.

РАЗВЕ НЕ СЮРПРИЗ?

Ни сломанные копья, ни новые технологии с цифровой экономикой не в силах что-то прояснить. Наоборот, в этой сфере нашего быта темнота с каждым годом только сгущается. В феврале 2019 года министр жилищно-коммунального хозяйства заявил, что действующий в настоящее время тариф на тепловую энергию покрывает только около 20% ее себестоимости. Разве это не сюрприз, уважаемые потребители? И это притом, что в 2007 году до нашего сведения довели: население возмещало около 40% затрат на все коммунальные услуги.

В наш просвещенный век не только одному министру известно, что себестоимость выпускаемой предприятием продукции, а в нашем случае – тепловой энергии, складывается из четырех элементов: сырья, материалов, топлива, энергии; зарплаты с начислениями; амортизации основных средств; прочих расходов. В свою очередь тариф (в нашем случае розничная цена на услуги) представляет собой ту же себестоимость с прибавлением разумной величины прибыли.

В каждой отрасли, на каждом предприятии во всем мире первостепенной задачей становится снижение себестоимости, в первую очередь за счет сокращения доли живого труда, выраженного в экономии зарплаты, уменьшении прочих расходов.

Но кто из нас, потребителей, может сказать, что он хоть в чем-то информирован о заработной плате, о прочих расходах и их динамике конкретно своего теплоснабжающего предприятия? Кто может сказать, что знает долю прибыли, заложенную в тариф? Почему оплачивает услуги теплоснабжения по огульной себестоимости и прибыли в тарифе, а не по себестоимости конкретно своего теплоснабжающего предприятия? Все это покрыто мраком и является тайной за семью печатями.

ЗА ЧТО ПЛАТИМ?

Считаю, что чистым издевательством звучит фраза министра о том, что «жилец понимает, за что платит». Никогда ни один из потребителей не видел в выставляемых ему извещениях об оплате исходных данных по начислению сумм за отопление и подогрев воды, чтобы понимать, за что он платит. Расставить в двух строках исходные данные – минутное дело, а нам говорят, что для этого нужны какие-то реформы.

В любом магазине даже при покупке коробка спичек выдают ту же «платежку» (чек) с подробным расчетом, указанием фамилии продавца-кассира. А вот финансовый документ, извещение об оплате ЖКУ, нам выдают анонимно.

ТЕПЛОПОТЕРИ

Требование с потребителей платы за фиктивные объемы подогреваемой воды, умышленное снижение ее температуры, ночные отключения подогрева в конечном счете влекут за собой образование излишек топлива, используемого для получения тепловой энергии. Понятно, что за эти излишки рано или поздно придется отчитываться. Но если их представить как результат «большой» работы коллектива по сокращению потерь тепловой энергии при ее транспортировке потребителю, то очень просто сокрыть, не побоюсь сказать, мошенничество, да еще и премию за это получить.

Помнится, в 2017 году президент публично поручил главе своей администрации изучить стиль работы сферы коммунальных услуг. Надеемся, что при изучении этого стиля наши письма не будут лишними и нам, потребителям, в конце концов покажут, что власти умеют решать проблемы.

В. Климов, Минск

Материал подготовлен: Василий Первунин

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка в 2020 году

Актуальные вопросы

  1. Откуда появилось правило «пропусти помеху справа»?
  2. Нужно ли покрывать машину воском после мойки?
  3. Можно ли вернуть билет на концерт?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by