31883

Как возродить белорусскую деревню?

№ 35 от 1 сентября 2010 года 01/09/2010

До коллективизации и войны деревни были многочисленными, многодетными. А сегодня в них почти нет трудоспособного населения, тысячи деревень вообще перестали существовать. Случилось это потому, что в период коллективизации у крестьян были экспроприированы их средства производства: земля, тягловая сила, инвентарь, хозпостройки, скот, семена, в результате чего из свободного предпринимателя крестьянин стал наемным работником. Стоимость его рабочей силы стала весьма низкой, она не возмещала моральных и физических затрат…Чтобы вернуть в деревню хозяина, нужно вернуть крестьянам их собственность.

Рост КФХ

Нужно развернуть строительство во всех деревнях крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) усадебного типа. Усадьба должна включать в себя двухэтажный дом на 150-250 м2, животноводческие и производственные помещения, комплекс необходимого оборудования, газификацию, электрификацию и водоснабжение, полевую технику, все виды домашнего скота. Эти комплексы нужно передать желающим работать фермерам бесплатно. Если не найдем достаточное количество желающих работать, необходимо звать фермеров из других стран.

Цены – от производителя

Реализация сельхозпродукции фермеров должна производиться по ценам производителя, а не по госрасценкам, иначе они быстро обанкротятся, как это случилось с колхозами. Каждому крестьянину-фермеру через сельские советы и старост деревень должно даваться производственное задание по производству сельхозпродукции по видам, количеству и срокам продажи и оформляться контрактами.

Чтобы укрепить сельские советы, в их штаты необходимо ввести должности старших агрономов, старших ветврачей и мировых судей. Они должны оказывать крестьянам-фермерам методическую помощь и разрешать их тяжбы.

Система органов власти в деревне должна быть такой: представительный орган - сельский сход, исполнительный – староста, избираемый сельским сходом.

Соединить село и город

Для выполнения задач по возрождению деревни необходимо создать механизм. Им должен стать агропромышленный район (АР), образуемый путем слияния сельского района с городом. Например, Оршанский агропромышленный район. Это даст возможность привлечь силы города и промышленных предприятий. Наши города и промышленные центры, как известно, подняты из пепла за счет сил и средств деревни. Настало время возвращать долги. Органы власти АР: представительный – народное собрание, избираемое из городского и сельского населения, исполнительный – правительство, возглавляемое премьером. Премьер назначается Народным собранием на альтернативной основе. Чтобы агропромышленный район имел средства на строительство КФХ, право закупа у крестьян-фермеров сельхозпродукции и ее реализации нужно предоставить только ему, чтобы за счет разницы в ценах и налога на добавленную стоимость получать прибыль. Кроме того, агропромышленному району надо предоставить право взимать пошлины на ввозимые на его территорию товары.

Александр ГАЙДУК, ветеран ВОВ, Орша

КОММЕНТАРИЙ

35_12_02Николай КОВАЛЕВ, директор Минской областной ассоциации фермерских хозяйств, экономист:

- Земля и средства производства, переданные фермеру, вовсе не гарантируют успешное ведение сельского хозяйства. Нужен системный, прозрачный, открытый, ясный, не декларативный, а реальный механизм функционирования АПК, обеспечивающий равные условия для всех его участников, в том числе и в отношении госпреференций и заказов. Предложение развернуть повсеместно строительство фермерских хозяйств за счет бюджета мне кажется неконструктивным. В нынешние традиционные СПК вложены большие деньги, построены агрогородки, создана определенная социальная структура, в них уже «осели» специалисты и рабочие. И значительная часть этих хозяйств работает хорошо. Начинать их урезать – просто неразумно. Это приведет к спаду производства, потому что под их земли рассчитаны поголовье, фермы и другие показатели, и одновременно такая ломка приведет к социальной напряженности (не всякий человек хочет и может быть фермером, многим нравится работать в коллективе). Приглашение зарубежных фермеров создаст не меньше проблем экономического и социального плана. А если подсчитать потребность в финансовых и других ресурсах при ускоренном процессе создания фермерских хозяйств, то получатся просто неподъемные для нашего государства суммы. Поэтому процесс развития села должен быть эволюционным, создающим равные условия для развития всех форм хозяйствования. И в этом постепенном развитии будут выявляться наиболее эффективные формы. Главное, не надо ничего навязывать силой.

Предложение по увеличению цен для села и взиманию пошлин на ввозимую на территорию района продукцию является спорным, поскольку относительно других стран и покупательной способности населения Беларуси у нас они и так высоки.

В целом, к мнению автора можно относиться с уважением, потому что общество (в том числе и сельское хозяйство) только тогда развивается и достигает совершенства, когда в нем свободно, не разрушительно высказываются различные мнения, предложения и на фоне их вырабатываются наиболее оптимальные решения. Именно наличие разных мнений позволяет избегать ошибок.

 

 

Оставить комментарий (0)