25203

Наш внешторг. Сыграют ли выборы в России на руку Беларуси?

№ 52 от 28 декабря 2011 года 28/12/2011

Официальный прогноз сух и конкретен: как заявил на расширенном заседании Президиума Совмина замминистра экономики Беларуси Александр ЯРОШЕНКО, основой экономического роста в 2012 году должен стать чистый экспорт. Чтобы добиться положительного сальдо внешней торговли, предприятия должны увеличить экспорт на 11-12%. Но как на деле достичь таких результатов, и учтут ли белорусы все препятствия, которые встретятся им на пути? Сделать предстоит немало: во-первых, необходимо повышать качество продукции, во-вторых, работать над инструментами по ее продвижению и по совершенствованию мастерства бизнес-коммуникаций, в-третьих... Что еще? Рассуждают наши сегодняшние эксперты.

52_12_02Андрей САВИНЫХ, начальник управления информации - пресс-секретарь МИД Беларуси:

- Белорусская дипломатия серьезно ориентирована на решение внешнеторговых задач. При каждом посольстве существуют торгово-экономические службы, которые работают по нескольким направлениям: на постоянной основе анализируют конъюнктуру местных рынков и оказывают содействие белорусским производителям в установлении прямых контактов для подписания контрактов.

Для продвижения товаров используются известные и хорошо проверенные принципы маркетинга и продвижения продукции. Достаточно качественно выполнять свою работу. Например, загранучреждения проводят Дни экономики Беларуси, сопровождающиеся проведением контактно-кооперационных бирж. Также организуются различные научно-практические семинары, визиты деловых кругов, инвестиционные форумы.

Помимо этого любой белорусский производитель может обратиться в посольство с конкретными просьбами, и ему помогут найти партнеров, окажут содействие в установлении контактов с потенциальными покупателями продукции. Эта работа сфокусирована на оказании сопровождающего содействия, все остальное - заключение сделок, поставка продукции, укрепление контактов - лежит, конечно, на самом предприятии.

Из основных препятствий в работе я, пожалуй, назову языковой барьер: знание иностранных языков в маркетинговых службах наших предприятий пока не вполне соответствует потребностям расширения внешних контактов. Нашим предприятиям необходимо более активно использовать современные каналы распространения информации о выпускаемой продукции, прежде всего, возможности различных торговых порталов в сети Интернет. На рынках развитых стран серьезным препятствием являются технические барьеры: зачастую высокие технические стандарты используются для того, чтобы поставить заслон на пути продукции из стран с переходной экономикой или развивающихся государств. Мы должны это принимать во внимание. Необходимо дополнительно сертифицировать нашу продукцию, а это требует времени и знания этого процесса у самих предприятий.

- Андрей Владимирович, в начале 2012 года в Давосе третий раз пройдет Всемирный Коммуникационный форум «Communication on TOP», на котором профессионалы и trend-makers в области бизнес-коммуникаций, экономических и научных прорывов, маркетинга, финансов обсудят и поделятся опытом лучших практик, новых стратегий, креативных идей

- Для того уровня развития, на котором сейчас находятся белорусские предприятия, как мне кажется, более интересны форумы, где обсуждаются и изучаются стратегии позиционирования, дифференциации собственной продукции, то есть более прикладные вопросы, связанные с освоением внешних рынков и продвижением собственной продукции.

52_12_03Геннадий ЧЕМЕРКО, начальник отдела внешнеэкономического сотрудничества Белорусской торгово-промышленной палаты (БелТПП):

- Основная цель БелТПП – свести белорусов с зарубежными партнерами. За 9 месяцев 2011 года БелТПП организовала 66 визитов белорусских делегаций за рубеж, 59 иностранных делегаций крупных фирм были приняты в Беларуси.

Что интересует иностранных инвесторов? Недавно, например, мы принимали турецкую делегацию: приехало много потенциальных инвесторов из сферы строительства. Представителей Израиля интересовала фармацевтическая промышленность и продукты питания, и, насколько я знаю, многие наши производители стали получать сертификат кошерности и осуществлять поставки в Израиль.

Иностранных инвесторов мы, прежде всего, ориентируем на создание совместных предприятий и объясняем, что продукция, изготовленная в Беларуси, без всяких проблем будет экспортироваться в страны Таможенного союза, а это 170 млн человек.

52_12_04Гарегин ВАРДЕВАНЯН, кандидат экономических наук, заместитель директора по научной работе Института экономики НАН Беларуси:

- Прежде всего важно внимательно отслеживать долгосрочные тенденции в развитии мировой экономики, чтобы ясно представлять, в каком русле выстраивать экономическую политику страны.

Одной из таких преобладающих тенденций развития мировой экономики является все более усиливающаяся роль транснациональных корпораций и стирание границ между национальными экономиками. В общем объеме международной торговли высокими темпами растет доля межфилиального товарооборота транснациональных корпораций. Концентрация колоссальных финансовых ресурсов позволяет ТНК выделять значительные средства на научно-технические разработки, обеспечивающие создание новых уникальных товаров и регулярное обновление их модельного ряда, и в результате получать сверхприбыли. Узнаваемость продукции ТНК для потребителей определяется звучными брендами, которые в концентрированном виде содержат в себе множество характеристик: качество, репутацию, научно-технический уровень, гарантии обслуживания и т.д. Сегодня «брендовость» товара, если так можно выразиться, практически стала решающим фактором конкурентоспособности на рынке и гарантированного сбыта.

Привлечение инвестиций ТНК и налаживание производства товаров мировых брендов в Беларуси – один из значительных резервов наращивания экспортного потенциала страны. Именно в этом направлении мы существенно отстаем от соседних стран с переходной экономикой.

ПРОГНОЗЫ

Как считает Андрей Савиных, даже с учетом кризисных явлений в экономике сворачивание внешних рынков для Беларуси не будет драматическим: «Отрицательного воздействия исключать нельзя, но оно затронет нас в меньшей степени. Мы предпринимаем усилия по диверсификации наших рынков сбыта, постоянно осваивая новые страны. За 2011 год Беларусь вышла на рынки 12 новых стран».

Гарегин Вардеванян, в свою очередь, уверен, что президентские выборы в России в следующем году для экономики Беларуси весьма кстати: «Обычно в преддверии выборов правительства осуществляют серьезные расходы, чтобы продемонстрировать избирателям свою заботу, а также способность эффективно и быстро справляться с экономическими и социальными проблемами. Учитывая, что Россия и Беларусь по своему экономическому потенциалу относятся к разным весовым категориям, каждый дополнительный процент экономического роста в России будет создавать непропорционально больший спрос на продукцию отечественных экспортеров и может стать важнейшим источником финансирования роста ВВП Беларуси в 2012 году».

52_12_01

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

За 10 месяцев 2011 г. экспорт белорусской продукции вырос более чем на 65%. Причем 61% прироста приходится на инвестиционные товары: машины, оборудование белорусского производства, которые поставляются за рубеж.

Тенденция года: темпы роста экспорта превысили темпы роста импорта (менее чем на 40%). За счет этого снизилось отрицательное сальдо торговли товарами и услугами: по состоянию на 1 ноября оно уменьшилось почти в 2 раза по сравнению с прошлым годом и составило 2,4 млрд долларов.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно