www.aif.ru 0 3968

Письма счастья и помощь другу. Распространённые уловки интернет-мошенников

На что идут интернет-мошенники, чтобы получить доступ к кредиткам и электронным кошелькам доверчивых пользователей, и главное, как не попасться на удочку злоумышленников, — в материале АиФ.

Глобальный рынок интернет-торговли растёт бурными темпами. Согласно совместному прогнозу PayPal, Google и консалтинговой компании OC&C Strategy Consultants, к 2018 совокупный объём онлайн-покупок в КНР, Германии, Великобритании, США увеличится в два раза, до 1 трлн долларов.

Вместе с ростом интернет-торговли множится число мошенников, мечтающих заработать на чужой доверчивости или невнимательности. Чаще всего для кражи денег в Сети злоумышленники используют те же методы социальной инженерии, что и в обычной жизни, делая ставку на невнимательность, неосведомлённость и беспечность пользователей.

Как не стать жертвой виртуальных мошенников и защитить свои финансы, "АиФ" рассказала специалист Яндекс.Денег по вопросам безопасности Анна ЛОЖКИНА.

Компьютерный вирус = открытая сумка в метро в час пик

Проще всего рассказать о важности антивируса с помощью аналогии: представьте, что вы едете с открытой сумкой в метро в час пик. Шансы, что за время поездки кошелёк останется на своём месте, равны нулю. То же с компьютером или смартфоном — если устройство заражено вирусом, это чревато не только его замедленной работой и зависаниями, но и утечкой всех паролей, которые вы вводите (от почты, социальных сетей, интернет-банка, электронного кошелька). Наверняка видели в соцсетях сообщения своих друзей, которые извинялись за спам — говорили, что их аккаунт был взломан. Заразив компьютер пользователя вирусом, мошенники получили доступ к его аккаунту и воспользовались им в своих целях. То же может произойти с деньгами. Не будьте беспечны, регулярно обновляйте антивирус и проверяйте компьютер на заражения.

Постоянный пароль — приманка для мошенника

Если ваши финансы защищены только паролем, который можно запомнить или «засветить», это существенно облегчает задачу мошенников. Как вы знаете, пароль могут украсть с помощью вируса. Но не только: данные «Лаборатории Касперского» говорят, что 45% пользователей хранят пароли в небезопасных местах — в блокноте, на стикере возле компьютера, мобильном телефоне и т. п. Его могут элементарно подсмотреть коллеги или случайные прохожие, если вы пользуетесь финансовыми сервисами в общественных местах.

Выход — использовать одноразовые пароли (они приходят в СМС или генерируются с помощью специальных мобильных приложений). Один пароль может подтвердить только одну операцию и действует короткое время, поэтому, даже украденный, он мошеннику не поможет.

Не называйте свои пароли

Иногда пользователи попадают в такую ситуацию: кто-то звонит по телефону, представляется сотрудником банка и просит назвать какие-либо данные о счёте или пришедший в СМС пароль — мол, на сервере сбой, необходимо проверить сведения. Или звонит взволнованный человек и говорит, что по ошибке ввёл ваш номер, когда платил за заказ, и вам, а не ему пришла смс: «Продиктуй пароль, друг, деньги-то я уже перевёл!»

Не верьте ни одному слову: сотрудник банка не станет вам звонить и уточнять данные, а неудачливый плательщик не мог перевести деньги без СМС— оба врут. К сожалению, не зная о таких методиках мошенничества, бывает сложно сориентироваться и дать отпор звонящему, поэтому некоторые пользователи доверчиво называют все явки и пароли. Не повторяйте их ошибок.

«Письма счастья» от банков — символ атаки

Иногда мошенники действуют более изощрённо — посылают письма якобы от имени представителя банка, в которых сообщают пользователю о блокировке счёта и предлагают ввести все свои данные (логин, пароль, другую информацию) в специальном окне, чтобы снова получить доступ к деньгам.

Введя данные и думая, что для сохранения денег приняты все меры, пользователь в ту же минуту лишается всего нажитого. Помните: банки никогда не присылают такие письма — максимум, что можно от них получить по почте — это выписку по счёту и новости. Если ваша карта или счёт действительно окажутся заблокированы, то письма проблему не решат — вам предложат самому обратиться в службу поддержки или отделение банка.

Помощь другу

Если в мессенджере или в соцсетях пришло сообщение: «Лёша попал в историю, срочно нужна твоя помощь! Переведи 5000 рублей на кошелёк…» — убедитесь, что просит именно Лёша. Ведь он мог стать жертвой мошенника, который с помощью вируса или иначе получил доступ к его аккаунту. Уточните у Лёши, что случилось, всё ли в порядке с дочкой, сыном? (особенно если Лёша — ваш бездетный друг). Мошенник скорее всего об этом не знает, поэтому сочинит небылицу.

Билеты дешевле, чем на сайте авиакомпании, — летать не придётся

Сейчас, в период отпусков, расцветает такой вид мошенничества: на сайте по продаже авиабилетов вам предлагают купить с большой скидкой путёвку на популярный курорт. Оплату принимают на электронный кошелёк или банковскую карту. Будьте внимательны: платежи таким способом принимают только частные лица, тогда как билетами всегда торгуют фирмы — лица юридические. Они всегда принимают платежи на свои расчётные банковские счета, а не на карты и кошельки.

Айфон со скидкой 70% — деньги в трубу

Все знают, что бесплатный сыр в мышеловке, но всё равно жертв такого мошенничества много. Если вас заинтересовала акция магазина, который предлагает дорогой телефон с такой скидкой, задумайтесь — вероятнее всего, это мошенник. Посмотрите трезво на этот магазин: заполнены ли все разделы, или сайт сделан за полчаса «на коленке»? Есть ли там юридическая информация, телефон для обратной связи?

Не ленитесь — позвоните, поговорите с продавцом. Поищите отзывы об этом магазине в Сети — если кто-то уже столкнулся с мошенниками на этом сайте, негативный цифровой след наверняка остался. Как правило, такая нехитрая проверка даёт несколько причин усомниться в том, что заветный айфон за объявленную цену возможен.

Поздно пить боржоми: что делать, если деньги уже в руках мошенников

Если вы ничего не покупали, но заметили, что со счёта уходят деньги, — срочно звоните в службу поддержки банка, блокируйте карту и смените пароли для доступа к счёту. Затем напишите заявление в милицию. Но будьте честны перед собой: если деньги были украдены из-за вашей невнимательности (например, вы сообщили мошенникам по телефону свой одноразовый пароль), то компенсации ждать не придётся.

Если вы стали жертвой недобросовестных интернет-торговцев, в таком случае есть несколько путей. Первый подходит в ситуациях, если на сайте магазина нет ни юридического адреса, ни телефона. В этом случае нужно подать жалобу в правохранительные органы.

Если магазин не скрывает своего юрлица и адреса, отправьте ему досудебную претензию. В ней расскажите, чем вы недовольны, и укажите, что если не получите назад своих денег в течение определённого срока (например, 10 дней), то обратитесь и в суд, и в прокуратуру, и в общество по защите прав потребителей. Важно: не передавайте магазину оригиналы документов (например, чек, если он есть) — они вам пригодятся в дальнейшем на суде, если досудебная претензия не сработает.

Елена Трегубова

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка в 2020 году

Актуальные вопросы

  1. Есть ли смысл отказываться от пенсии на период работы?
  2. Какую сумму на депозите имеет среднестатистический белорус?
  3. Могут ли оштрафовать за неправильное использование поворотников?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by