2948

На грани безумия. С. Безруков: «Многим незнакомо чувство собственного достоинства»

№ 52 от 22 декабря 2015 года 22/12/2015

У народного артиста России, художественного руководителя Московского Губернского театра Сергея БЕЗРУКОВА на этот счет однозначная позиция:

- В чем заключается любовь к Родине? В том, что полезного ты для нее можешь сделать… Не надо агитировать, полемизировать, тем более стремиться в политику. Просто делай честно и хорошо свое дело! Вот у меня есть театр, где я могу ставить спектакли, которые находят отклик в зрительских сердцах. Мы, например, создаем в Губернском театре детские постановки, посмотрев которые, мальчишки и девчонки начинают интересоваться чтением. Это очень здорово, потому что современных детей сложно заставить взять в руки книгу.

Досье

Сергей Витальевич БЕЗРУКОВ, народный артист России. Родился 18 октября 1973 года в Москве. Был назван в честь любимого поэта отца Сергея Есенина.

В 1994 году окончил Школу-студию МХАТ (мастерская О. Табакова). С 1993 года работал в театре под руководством Олега Табакова. С января 2014 года - художественный руководитель Московского Губернского театра.

Снимался в фильмах «Александр Пушкин», «Бригада», «Участок», «Мастер и Маргарита», «Есенин», «Азазель». Сыграл главную роль в сериале «В июне 1941-го», который снимался в Беларуси.

Я могу читать со сцены стихи: у меня есть такой дар, доставшийся мне от родителей и от Господа Бога, и, когда я читаю, мне верят! А потом перечитывают поэзию Есенина, Пушкина…

Я как человек, перенявший мастерство от своих учителей, могу передать его своим ученикам, чтобы не умер профессиональный актерский театр.

Каждый должен задать себе вопрос: «Что именно я умею делать хорошо? Какую могу принести пользу?» И делать то, что он может и умеет, по мере сил.

- Есть и такое мнение: патриотизм, любовь к Родине - это смелость говорить о недостатках и ошибках, способность переосмыслить исторические события и выработать объективный взгляд на прошлое.

- (Задумывается.) Я считаю, что плохого о советском прошлом уже было сказано предостаточно: это тянется с перестройки, - с середины 80-х. И, наверное, пришло время вспомнить хорошее. Давайте, например, сравним советское кино с тем, что снимают сегодня: какие были режиссерские работы, какие актеры играли! Какие были замечательные высокохудожественные фильмы, которые зрители любят по сей день! Вопреки существовавшей идеологии тогда создавали то самое искусство, в лучах которого мы до сих пор греемся и не можем оторваться от экрана, когда показывают… да все фильмы Эльдара Рязанова, который недавно ушел. Больно, когда нас оставляют такие люди - профессионалы, глыбы…

Не скрою, что о советском прошлом, в котором были огромное количество сталинских лагерей, репрессии, расстрелы, война против собственного народа, говорить тяжело. Но знаете, что самое удивительное? Люди, на долю которых выпали нечеловеческие испытания, искренне любили свою родную землю и самоотверженно трудились на ее благо. Яркий пример - судьба прошедшего лагеря Сергея Павловича Королева, благодаря которому мы первыми покорили космос.

Миссия театра

- Сергей Витальевич, в репертуаре вашего театра есть постановка по пьесе Виктора Астафьева, произведения которого не решались экранизировать, потому что в них он рассказывал страшную правду о войне. На фоне нынешней романтизации тех событий в театре и кино это выглядит очень смело…

- У Астафьева очень жесткая, откровенная, правдивая проза, и мне показалось, что очень важно в год 70-летия Победы познакомить зрителей и с таким взглядом на войну, где нет шаблонных знамен, «Ура! Да здравствует!», а есть личные переживания страшной трагедии, слезы, боль и огромная любовь к Родине. Астафьев говорит о простых людях - именно они выиграли войну, а не полководцы.

Как ни странно, этот спектакль - о мире и о том, как важно не допустить новых войн. Во время финального монолога Бориса Сергеевича Галкина, играющего Астафьева, где он говорит о главной силе русского солдата - доброте, зрители плачут.

- Сегодня много спорят о том, каким должен быть театр…

- В свое время итальянский театральный режиссер Джорджо Стрелер высказался за доступный для всех человеческий театр. Я согласен с тем, что театр должен быть для людей, доступным для понимания: чтобы со зрителями можно было вести диалог и они могли сопереживать увиденному.

Нынче в Европе моден так называемый условный театр, который театроведы и критики, симпатизирующие европейскому искусству, называют супергениальным. Но зритель, который приходит на эти спектакли, ничего не понимает, более того, покидает места, порой не дождавшись антракта.

- Что касается драматургического материала, то иначе как мистикой, наверное, не назовешь то, что сегодня книги Гоголя во сто крат актуальнее любого из произведений современных авторов…

(Во время показов премьерного спектакля Московского Губернского театра «Сон разума», поставленного Сергеем Безруковым по мотивам повести Николая Гоголя «Записки сумасшедшего», публика, затаив дыхание, внимает каждому слову главного героя Поприщина (в исполнении Безрукова). Монологи титулярного советника удивительным образом перекликаются с днем сегодняшним: «Хорошо, подумал я сам себе: я теперь узнаю все. Нужно захватить переписку, которую вели между собой эти дрянные собачонки… Уже, говорят, во Франции большая часть народа признает веру Магомета…» - Прим. ред.)

- Гоголь - великий мистик, и во время работы над спектаклем я ловил себя на мысли, что какие-то подсказки, как решить ту или иную сцену, приходили совершенно неожиданно, будто свыше… В спектакле «Сон разума» мне захотелось совместить яркое зрелище и разговор о душе человеческой - за нее борется Лукавый, искушая, провоцируя Поприщина.

Главное для меня в постановке - ощущение бедности. «Достатков нет, вот беда!» - говорит главный герой. Но не теряет чувства собственного достоинства, постоянно повторяя: «Я - дворянин!» К сожалению, сегодня многим это чувство незнакомо. В советское время его успешно «стирали», потому что была нужна однородная биомасса, а не индивидуальности…

- Белорусские зрители всегда с нетерпением ждут вашего приезда…

- Все постановки, которые я до этого показывал в Минске, - «Пушкин», «Хулиган. Исповедь», «Сирано де Бержерак» - проходили с огромным размахом, потому что я уважительно отношусь к зрителям и стараюсь привозить серьезные постановочные спектакли, в которых задействованы много актеров.

19 февраля 2016 г. мы на сцене Дворца Республики в Минске покажем «Сон разума». Это сложный спектакль, представляющий собой синтез театра и циркового искусства, музыки и художественно-постановочных идей, насыщенный трюками, виртуозной хореографией. К его созданию были привлечены высококлассные специалисты, лучшие в своем деле.

От себя добавим: такого Безрукова - актера и режиссера - вы еще не видели. Каждую секунду на сцене происходит что-то невероятное: то неизвестно откуда появляется огромный сопящий нос, то неожиданно над головами зрителей проплывает золотая рыбка, то Поприщин-Безруков взмывает ввысь… Грань между сознательным и бессознательным, здравомыслием и безумием весьма хрупка, и каждый сидящий в зале должен сам разгадать необычный авторский замысел: различить фантазии и реальность и понять, что скрывается за невероятными видениями маленького человека Аксентия Ивановича Поприщина….

52-32-2

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно