0 724

Европа в осаде. Есть ли выход из миграционного тупика?

Очередное совещание стран Евросоюза по вопросам миграционной политики, только что прошедшее в Брюсселе, породило больше вопросов, чем ответов.

Формально принято решение об ограничении притока мигрантов. Но в том,  как этого достичь, согласия нет. Создание «фильтрационных лагерей» для беженцев может лишь временно замедлить нашествие мигрантов. 

Брюссельскую встречу демонстративно проигнорировали страны Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия и Венгрия), не согласные с политикой «открытых дверей», которую проповедует германский канцлер А. Меркель. В европейских СМИ, в политических кругах снова заговорили о цивилизационном кризисе в Европе.

Европа на закате

Аналитики вспоминают знаменитую книгу О. Шпенглера «Закат Европы», вышедшую в Германии в 1918 году. Пессимисты пророчат новый подъём национализма и под его ударами -  чуть ли не распад Евросоюза. Шпенглер снова моден в Германии, и  его охотно цитируют вожаки нацио­налистических объединений и клубов, плодящихся там на волне протестов против миграционной политики А. Меркель. Шпенглер (сочувствовавший идеям Гитлера) мотивировал свои драматические предсказания по поводу Европы тем, что противостояние европейцев и «других» носит не столько политический, сколько культурный, религиозный и цивилизационный характер. «Каждая культура воспринимает мир по-разному и стремится к своей цели», - писал он.  

Подтверждаются опасения Шпенглера и по поводу опасностей, которые несёт растущий разрыв между бедностью и богатством. Ведь мигрантов гонят в Европу не только войны и религиозные конфликты, но и нищета. А поскольку перепад в уровнях развития между разными странами увеличивается, то вместе с нарастанием бедности будут расти и потоки мигрантов. 

Старые песни о новом

О «закате Европы» говорят не первое десятилетие. Страхи  по поводу кризиса европейской культуры и её столкновений с другими культурами пронизывают весь ХХ век. Об этом написаны сотни  исследований. Вспомним «Постижение истории» Тойнби, «Столкновение цивилизаций» Хантингтона. Гибель Европы предрекали Ницше, Кафка, Шопенгауэр и даже Гейне. Апокалиптические страхи по поводу гибели европейской цивилизации запечатлены в сотнях полотен художников. Знаменитая картина В. Серова «Похищение Европы» на их фоне кажется безобидной иллюстрацией к красивому мифу. 

Но если раньше эти страхи  носили скорее теоретический характер, то в начале ХХI века они выплеснулись на поверх­ность европейской жизни в виде сильнейшего кризиса. С наибольшей остротой он проявился в 2015 году, когда в Европу прибыло 2 млн мигрантов. Заговорили о нашествии, о катастрофе. 

Но в этой связи небезынтересно вспомнить о волне русской эмиграции, хлынувшей в Европу после революции 1917 года и Гражданской войны. Тогда из России в Европу прибыло сопоставимое число эмигрантов - более 2 млн человек. Однако это не вызвало никакого социального напряжения. Более того, высочайший культурный и научный уровень русской эмиграции позволил в ряде стран, через которые шли эти потоки (Чехословакия, Югославия, Болгария, Румыния), заметно повысить уровень университетской науки. Быстрой адаптации русских  в Европе способствовали и единство христианской веры, и общ­ность культуры. Был и такой нюанс: Первая мировая война серьёзно подкосила мужскую составляющую Европы. Катастрофически не хватало женихов. Образованные русские, среди которых было много молодёжи, офицеров, студентов, становились завидными кандидатами в супруги. В сегодняшней Европе браки между европейками и «женихами» из Азии и Африки крайне редки, несмотря на пресловутую европейскую терпимость и проповедь гуманизма.

Долой распятие!

Сегодняшняя (преимущественно мусульманская) миграция в Европу носит не адаптивный, а конфронтационный характер. Общего мировоззренческого, культурного и бытового «плавильного котла» не получается. Мигранты,  прибывающие миллионами в Европу из стран Африки, Ближнего Востока и Южной Азии, не желают воспринимать европейскую культуру и адаптироваться к местному образу жизни. Дело доходит до того, что мигранты требуют, чтобы в европейских школах, где на стене над учительской доской традиционно висел католический крест или распятие, не было никаких признаков христианского вероисповедания. В ряде стран приезжие пытаются запретить рождественскую ёлку, поскольку она не соответствует мусульманским традициям. Они не хотят адаптироваться и к европейской бытовой культуре, к праздникам, традициям питания, европейской моде. Более того, звучат обвинения в том, что европейцы не хотят делиться своими социальными благами, рабочими местами,  доступом к медицине и образованию. Евросоюз «гости» обвиняют в том, что он превратился в «клуб эгоистов». Будешь «эгоистом», если прогнозы предрекают, что к 2020 году в Европе может оказаться  до 40 млн мигрантов! Европейцев пугает и повышенная демографическая активность приезжих. Уже сегодня в Германии больше трети детей дошкольного возраста - дети мигрантов. Скоро гимн Германии будут петь на турецком и арабском языках.

Европа стремительно теряет свою идентичность.
Европа стремительно теряет свою идентичность. Фото: Коллаж АиФ/ Андрей Дорофеев

 

Без визы

Проблемы приёма мигрантов в Европе усугубились с введением в 2017 году безвизового режима с Украиной.  На фоне кризиса и тлеющей гражданской войны Украина буквально заболела Европой. Треть жителей и половина украинской молодёжи готовы уехать из страны. Власть скрывает масштабы бегства. Однако аналитики уже называют 10 млн. Значительную часть уезжающих составляют молодые украинки. Говорят, по ряду причин им легче пристроиться в Европе, чем «гарным хлопцам». Вот те и остаются без красивых невест.

Подпитывает Европу и Прибалтика. Там вообще повальное бегство. Пустеют Эстония и Латвия. Из Литвы уехала уже пятая часть населения. Уезжает самое активное поколение - 18-35 лет, и две трети уезжающих уверены, что никогда не вернутся. Демо­графы говорят о надвигающейся катастрофе. Прибалтика так обезлюдела, что приезд на работу украинцев воспринимается как большая удача.

*  *  *

Проблема с мигрантами обострилась настолько, что стала влиять на глобальные процессы. Ещё несколько лет назад о единстве Европы и европейском глобализме говорили как об устойчивой данности. Сегодня эта «данность» подвергается ревизии. Среди европейской элиты - настоящий раз­драй. Одни вслед за А. Меркель говорят о том, что нужно проявлять гуманизм и терпимость. Другие, как министр внутренних дел Германии Х. Зеехофер, резко выступают против политики «открытых дверей». «Я больше не могу работать с этой женщиной», - говорит он. «Баварские крестоносцы» (так именуют противников миграции) из месяца в месяц  укрепляют свои позиции. Ширятся требования о ликвидации лагерей беженцев, о возвращении границ, погранконтроля, ограничения доступа мигрантов к социалке и образованию. В Хорватии и Чехии уже строят заборы, в Австрии закрывают мечети и высылают мусульманских проповедников. Участились случаи нападения на лагеря беженцев. Как называть все эти явления и процессы? Закат Европы? Конец истории? Временные трудности? Ответ пока не сформулирован.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка в 2018 году


Актуальные вопросы

  1. Какой алкоголь хуже всего влияет на кожу лица?
  2. Каков срок исковой давности в случае врачебной ошибки?
  3. Почему работали по-разному, а пенсии - одинаковые?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by