0 400

Европа в осаде. Есть ли выход из миграционного тупика?

Очередное совещание стран Евросоюза по вопросам миграционной политики, только что прошедшее в Брюсселе, породило больше вопросов, чем ответов.

Формально принято решение об ограничении притока мигрантов. Но в том,  как этого достичь, согласия нет. Создание «фильтрационных лагерей» для беженцев может лишь временно замедлить нашествие мигрантов. 

Брюссельскую встречу демонстративно проигнорировали страны Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия и Венгрия), не согласные с политикой «открытых дверей», которую проповедует германский канцлер А. Меркель. В европейских СМИ, в политических кругах снова заговорили о цивилизационном кризисе в Европе.

Европа на закате

Аналитики вспоминают знаменитую книгу О. Шпенглера «Закат Европы», вышедшую в Германии в 1918 году. Пессимисты пророчат новый подъём национализма и под его ударами -  чуть ли не распад Евросоюза. Шпенглер снова моден в Германии, и  его охотно цитируют вожаки нацио­налистических объединений и клубов, плодящихся там на волне протестов против миграционной политики А. Меркель. Шпенглер (сочувствовавший идеям Гитлера) мотивировал свои драматические предсказания по поводу Европы тем, что противостояние европейцев и «других» носит не столько политический, сколько культурный, религиозный и цивилизационный характер. «Каждая культура воспринимает мир по-разному и стремится к своей цели», - писал он.  

Подтверждаются опасения Шпенглера и по поводу опасностей, которые несёт растущий разрыв между бедностью и богатством. Ведь мигрантов гонят в Европу не только войны и религиозные конфликты, но и нищета. А поскольку перепад в уровнях развития между разными странами увеличивается, то вместе с нарастанием бедности будут расти и потоки мигрантов. 

Старые песни о новом

О «закате Европы» говорят не первое десятилетие. Страхи  по поводу кризиса европейской культуры и её столкновений с другими культурами пронизывают весь ХХ век. Об этом написаны сотни  исследований. Вспомним «Постижение истории» Тойнби, «Столкновение цивилизаций» Хантингтона. Гибель Европы предрекали Ницше, Кафка, Шопенгауэр и даже Гейне. Апокалиптические страхи по поводу гибели европейской цивилизации запечатлены в сотнях полотен художников. Знаменитая картина В. Серова «Похищение Европы» на их фоне кажется безобидной иллюстрацией к красивому мифу. 

Но если раньше эти страхи  носили скорее теоретический характер, то в начале ХХI века они выплеснулись на поверх­ность европейской жизни в виде сильнейшего кризиса. С наибольшей остротой он проявился в 2015 году, когда в Европу прибыло 2 млн мигрантов. Заговорили о нашествии, о катастрофе. 

Но в этой связи небезынтересно вспомнить о волне русской эмиграции, хлынувшей в Европу после революции 1917 года и Гражданской войны. Тогда из России в Европу прибыло сопоставимое число эмигрантов - более 2 млн человек. Однако это не вызвало никакого социального напряжения. Более того, высочайший культурный и научный уровень русской эмиграции позволил в ряде стран, через которые шли эти потоки (Чехословакия, Югославия, Болгария, Румыния), заметно повысить уровень университетской науки. Быстрой адаптации русских  в Европе способствовали и единство христианской веры, и общ­ность культуры. Был и такой нюанс: Первая мировая война серьёзно подкосила мужскую составляющую Европы. Катастрофически не хватало женихов. Образованные русские, среди которых было много молодёжи, офицеров, студентов, становились завидными кандидатами в супруги. В сегодняшней Европе браки между европейками и «женихами» из Азии и Африки крайне редки, несмотря на пресловутую европейскую терпимость и проповедь гуманизма.

Долой распятие!

Сегодняшняя (преимущественно мусульманская) миграция в Европу носит не адаптивный, а конфронтационный характер. Общего мировоззренческого, культурного и бытового «плавильного котла» не получается. Мигранты,  прибывающие миллионами в Европу из стран Африки, Ближнего Востока и Южной Азии, не желают воспринимать европейскую культуру и адаптироваться к местному образу жизни. Дело доходит до того, что мигранты требуют, чтобы в европейских школах, где на стене над учительской доской традиционно висел католический крест или распятие, не было никаких признаков христианского вероисповедания. В ряде стран приезжие пытаются запретить рождественскую ёлку, поскольку она не соответствует мусульманским традициям. Они не хотят адаптироваться и к европейской бытовой культуре, к праздникам, традициям питания, европейской моде. Более того, звучат обвинения в том, что европейцы не хотят делиться своими социальными благами, рабочими местами,  доступом к медицине и образованию. Евросоюз «гости» обвиняют в том, что он превратился в «клуб эгоистов». Будешь «эгоистом», если прогнозы предрекают, что к 2020 году в Европе может оказаться  до 40 млн мигрантов! Европейцев пугает и повышенная демографическая активность приезжих. Уже сегодня в Германии больше трети детей дошкольного возраста - дети мигрантов. Скоро гимн Германии будут петь на турецком и арабском языках.

Европа стремительно теряет свою идентичность.
Европа стремительно теряет свою идентичность. Фото: Коллаж АиФ/ Андрей Дорофеев

 

Без визы

Проблемы приёма мигрантов в Европе усугубились с введением в 2017 году безвизового режима с Украиной.  На фоне кризиса и тлеющей гражданской войны Украина буквально заболела Европой. Треть жителей и половина украинской молодёжи готовы уехать из страны. Власть скрывает масштабы бегства. Однако аналитики уже называют 10 млн. Значительную часть уезжающих составляют молодые украинки. Говорят, по ряду причин им легче пристроиться в Европе, чем «гарным хлопцам». Вот те и остаются без красивых невест.

Подпитывает Европу и Прибалтика. Там вообще повальное бегство. Пустеют Эстония и Латвия. Из Литвы уехала уже пятая часть населения. Уезжает самое активное поколение - 18-35 лет, и две трети уезжающих уверены, что никогда не вернутся. Демо­графы говорят о надвигающейся катастрофе. Прибалтика так обезлюдела, что приезд на работу украинцев воспринимается как большая удача.

*  *  *

Проблема с мигрантами обострилась настолько, что стала влиять на глобальные процессы. Ещё несколько лет назад о единстве Европы и европейском глобализме говорили как об устойчивой данности. Сегодня эта «данность» подвергается ревизии. Среди европейской элиты - настоящий раз­драй. Одни вслед за А. Меркель говорят о том, что нужно проявлять гуманизм и терпимость. Другие, как министр внутренних дел Германии Х. Зеехофер, резко выступают против политики «открытых дверей». «Я больше не могу работать с этой женщиной», - говорит он. «Баварские крестоносцы» (так именуют противников миграции) из месяца в месяц  укрепляют свои позиции. Ширятся требования о ликвидации лагерей беженцев, о возвращении границ, погранконтроля, ограничения доступа мигрантов к социалке и образованию. В Хорватии и Чехии уже строят заборы, в Австрии закрывают мечети и высылают мусульманских проповедников. Участились случаи нападения на лагеря беженцев. Как называть все эти явления и процессы? Закат Европы? Конец истории? Временные трудности? Ответ пока не сформулирован.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Загрузка...
NNN

REDTRAM
Loading...
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Почему при похмелье болит голова?
  2. Как заготовить мяту, мелиссу и другие ароматные травы для чая?
  3. В какой очерёдности стоит поливать растения на даче?
NNN
REDTRAM
Loading...

Новое на AIF.by