0 3716

Вячеслав Костиков: Почему жизнь в телевизоре отличается от реальности?

Социологи утверждают: федеральные телеканалы утрачивают доверие населения.

Население России в подавляющем большинстве продолжает смотреть телевидение, и в том числе пропагандистские ток-шоу. Деваться некуда: у большинства просто нет денег, чтобы позволить себе качественную культурную жизнь. Но круг интересов публики потихоньку меняется. 

Новый перепляс

В праздничные дни отдушиной для беднеющего населения стали уличные развлечения. Городские власти, понимая, что людям нужно как-то отвлечься от тягот ежедневной жизни, всё чаще устраивают доступные для населения празднества. Русский перепляс вкупе с дешёвой лотковой едой многим действительно заменяют театр и филармонию. Людям нравится, в выходные в центре городов не протолкнуться. Но в будни главным развлечением и источником информации остаётся телевидение.

Хотя отношение к «ящику» в последние годы стало меняться. Да, полёживая на диване с бутылочкой пива, народ всё ещё хохочет над незатейливыми (и всё чаще скабрёзными) шутками телевизионных балагуров. Но из-за падения качества телепередач смех всё чаще превращается в ржачку. А политические шоу стали напоминать балаганы, где нередко доходит до взаимных оскорблений и драк.

Но не это беспокоит «инженеров человеческих душ». Социологи фиксируют падение доверия к информации, исходящей из властных источников. С 2015 г. оно упало почти в 2 раза. На политическом олимпе с ностальгией вспоминают времена, когда сообщения под рубрикой «ТАСС уполномочен заявить» казались верхом достоверности. Сегодня, если верить соцопросам, лишь 15% телевизионной аудитории воспринимают информацию из «ящика» с полным доверием.

Тревогу телевизионного (и политического) начальства вызывает и то, что центральные телеканалы утрачивают доверие не только образованных городских слоёв населения, молодёжи, но и жителей сельской глубинки, пенсионеров, военных-отставников. А ведь это главные закрома голосов поддержки во время избирательных кампаний.

Бегут от «ящика»

Но рост недоверия к официальной информации – лишь часть головной боли для политических штабов. Недоверие к телевизору сопровождается и сокращением числа зрителей. Есть мнение, что телевидение теряет аудиторию из-за развития Интернета и соцсетей. Мне кажется, это не совсем так. Переток, конечно, есть. Но телевизионная публика сокращается едва ли не быстрее, чем растёт число поклонников Интернета. По данным Фонда «Общественное мнение», с 2015 г. доверие к Первому каналу упало с 53 до 37%, к «России-1» – с 46 до 33%, к НТВ – с 22 до 15%, к «России-24» – с 17 до 9%.

Война цифр

Неудобная для власти ситуация возникает не только в сфере СМИ. Нечто подобное происходит и со статистикой. Манипулировать цифрами в угоду красивой картинке всё труднее. Сталинские времена, когда статистика считалась буржуазной лженаукой и фактически была запрещена, миновали. Попытки начальства подправить картину жизни путём корректировки «правил статистики» время от времени предпринимаются и сейчас, но они всё более критически воспринимаются обществом. К тому же хотят того власти или нет, но реальные статистические таблицы нам каждый день показывают прилавки магазинов и рынков, платёжки за газ и электричест­во, билеты на общественный транспорт, ценники на автозаправках и автостоянках.

По той же причине всё более «отвязно» ведёт себя и социология. Несмотря на то что многие социологические службы получают заказы на исследования от правительства и из Кремля, результаты опросов выявляют картины жизни, весьма отличные от тех, которые нередко рисует телевидение. Интересно, что в последнее время в оценках социологических служб, ориентирующихся на разные группы влияния, всё меньше разночтений. Понятно почему: картину народной жизни и состояние экономики можно слегка подкорректировать в угоду тому или иному заказчику, но серьёзная фальсификация сегодня уже невозможна.

*   *   *

В последнее время благодаря Интернету и появлению независимых общественных образований в открытом доступе появляется всё больше информации, которую власти неспособны ни сдерживать, ни контролировать. Чиновникам, депутатам, политикам всё чаще приходится изворачиваться, чтобы хоть как-то объяснить тот или иной неприятный казус из собственной или общественной жизни. Им на помощь приходят и полчища пресс-секретарей. Сегодня в каждом приличном ведомстве имеется свой сладкоголосый соловей или бойкая синичка, в задачу которых входит разъяснять народу деяния начальства и давать ежедневный «отлуп» клеветникам. Похоже, скоро в России у каждого дворника будет свой пресс-секретарь, который будет объяснять народу, почему с крыш падают сосульки и почему улицы нужно поливать солёной жижей.

Проблема в том, что пропагандистский артистизм из «ящика» привёл к тому, что население перестаёт понимать, по правильному ли пути идёт страна. Согласно последним опросам «Левада-центра» уже 45% населения считают, что мы стали двигаться в неверном направлении. И хотя 42% уверены в обратном, власти насторожились. Пошли разговоры о том, не пора ли, дескать, наладить доверительный диалог с обществом и не нужна ли реформа телевидения. Пока дискуссия ограничивается тем, каким каналам дать больше денег – развлекательным или информационным. Ответы, между тем, на мой взгляд, лежат совсем в другой плоскости.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Куда выбрасывать наушники?
  2. Появятся ли на трамвайных валидаторах активирующие кнопки?
  3. Какой букет подойдет мужчине?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by