40711

Трудовые пенсии. Как повлиять на их размер?

№ 5 от 29 января 2014 года 29/01/2014

 

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении» пенсия по возрасту на общих основаниях назначается мужчинам по достижении 60 лет, женщинам - 55 лет при трудовом стаже не менее 25/20 лет соответственно. Предусматривается также возможность назначения пенсии при неполном стаже работы (менее 25/20 лет) с определением её размера пропорционально имеющемуся общему стажу.

До 1 января т.г. для назначения пенсии по возрасту как при полном, так и при неполном стаже достаточно было иметь 5 лет страхового стажа (периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности лиц, подлежавших государственному социальному страхованию, в течение которых уплачивались обязательные страховые взносы), плюс нестраховые периоды деятельности (дневная форма получения послешкольного образования; военная служба; отпуск по уходу за малолетними детьми и другие), включаемые в общий трудовой стаж.

Нововведения

Со вступлением в силу Указа №389 пенсия по возрасту (при полном  и при неполном общем стаже) может быть назначена лишь при наличии не менее 10 лет стажа с уплатой страховых взносов. Данное нововведение, правда, не распространяется на многодетных матерей, родителей детей-инвалидов, инвалидов с детства и на некоторые другие оговоренные в Законе социально уязвимые категории граждан. Для них сохранено условие 5-летнего минимального страхового стажа.

Несколько деталей: пенсии, назначенные до 1 января 2014 г. (т.е. на основании прежнего условия по стажу), не пересматриваются; при перерывах в работе с уплатой страховых взносов такой стаж для определения права на пенсию суммируется; у претендентов на пенсию по возрасту, не имеющих десятилетнего страхового стажа, как и прежде, будет возможность выбора - либо доработать соответствующий страховой стаж, либо обратиться за социальной пенсией. Размер социальной пенсии для категории лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста, в текущем месяце составляет 523 750 руб. (50% БПМ).

От минимума до максимума

Основные слагаемые пенсии по возрасту - трудовой стаж и уровень предпенсионного среднемесячного заработка. При этом номинальный среднемесячный заработок, из которого исчислена пенсия, периодически корректируется в связи с последующим ростом средней зарплаты в стране. Инструмент для такой корректировки в целях соответствующего перерасчета пенсии - индивидуальный коэффициент заработка пенсионера (ИКЗ) (ст. 57 Закона)*. Он позволяет поддерживать процентное соотношение размера пенсии и среднего заработка, из которого она была первоначально исчислена. Такое соотношение в международной терминологии носит название «коэффициент замещения» (доходов через пенсию).

После перерасчёта пенсионных выплат в ноябре истекшего года (в связи с ростом средней зарплаты и увеличением БПМ) минимальная пенсия по возрасту составляет 1 206 650 руб. (стаж 25/20 лет), максимальная - 3 489 000 руб. (стаж 45/40 лет и ИКЗ 4,0 и выше).

Структура минимальной пенсионной выплаты, в отличие от более высоких размеров пенсий, отражающих стаж и уровень индивидуального заработка, а значит, и личный финансовый вклад в систему пенсионного страхования, состоит из двух компонентов: базовой части - 25% БПМ (261 883 руб.) и доплаты к ней - 20% средней зарплаты в стране, примененной при очередной индексации пенсий (944 770 руб.).

Кому сколько?

Главный критерий оценки пенсионных систем - коэффициент замещения. Согласно рекомендациям Международной организации труда (МОТ) при 30-летнем страховом стаже пенсия по старости (термин «пенсия по возрасту» в подавляющем большинстве стран не применяется) должна быть не менее 40% заработка, из которого она исчислена.

Как обстоят дела с этим критерием в Беларуси? В СМИ периодически сообщается, что соотношение средней пенсии по возрасту (сегодня она составляет 2,3 млн руб.) и средней зарплаты в стране поддерживается на уровне 40%. Однако этот показатель является обобщенным. Он охватывает всех пенсионеров по возрасту: и «минимальщиков», и «максимальщиков». МОТ же говорит об индивидуальном коэффициенте замещения.

Наши пенсионеры, в активе которых продолжительный страховой стаж и чей предпенсионный заработок существенно превышает средний по республике, получают пенсии заметно ниже минимального норматива МОТ. В порядке иллюстрации приведу пример с реально отрабатываемым страховым либо общим стажем 37/42 года (соответственно для женщин и мужчин). При таком стаже коэффициент замещения заработка составляет: при ИКЗ 1,3 -  40%; 2,0 - 28%; 3,0 - 21%; 4,0 - 18%. Как видим, чем выше уровень заработка, тем ниже показатель.

Иная картина с коэффициентом замещения при заработке ниже среднего по стране: при ИКЗ 1,0 он составляет 48%; 0,8 - 53%; 0,5 - 62%; 0,2 - 116%. Кстати, в мировой практике материальная поддержка пенсионеров с низкими пенсиями оказывается не за счет средств пенсионного страхования, а в адресном порядке после проверки нуждаемости за счет средств муниципальных бюджетов либо благотворительности.

Как достичь достойных пенсий?

С позиции социальной справедливости шаг, сделанный в исполнение Указа №389, оправдан. Но с точки зрения состоятельности пенсионной системы и возможности обеспечивать более справедливые выплаты ветеранам труда, заслуживающим большего, какого-либо ощутимого эффекта он не даст. Нужны более эффективные шаги, способные улучшить их благосостояние. В отличие от Беларуси, в развитых странах давно решили дилемму: платить скромную пенсию раньше либо приемлемую позже. В выборе первого решения компанию Беларуси во всем мире составляют лишь Россия и Узбекистан (в других странах пенсионный возраст выше на 5-7 лет для мужчин и на 5-12 лет - для женщин).

Напомню читателям «АиФ», что Министерство соцзащиты при содействии ПРООН и МОТ дважды разрабатывало пакеты законопроектов о пенсионной реформе в Беларуси (автору настоящей статьи довелось принимать участие в этой работе), одобренные правительством, но не поддержаные главой государства. В первом пакете (2001 г.) предлагалось повышать его постепенно  - ежегодно на 6 месяцев для женщин и на 3 месяца для мужчин с доведением соответственно до 60 и 62 годов. В 2004 году был подготовлен второй вариант, в котором предлагалось повысить возрастные критерии сразу на 5 лет для женщин и на 2 года для мужчин с сохранением возможности выхода на пенсию по достижении прежнего пенсионного возраста (при наличии определенного страхового стажа и оставлении работы). Этот вариант был более гибким: с одной стороны, работник, которому исполнилось 55/60 лет, был бы застрахован от увольнения по инициативе нанимателя, с другой - он мог бы выйти на пенсию по своему усмотрению в любое время после достижения 55/60 лет.

Сделанные в те годы расчеты показывали, что отдаление срока назначения пенсии, к примеру, на 2 года для обоих полов позволило бы экономить порядка 10% средств пенсионного бюджета и рационально перераспределять их внутри пенсионной системы для обеспечения более справедливой зависимости размера пенсии от трудового вклада.

Геннадий БЕСПАЛОВ, юрист 

Индивидуальный коэффициент заработка пенсионера определяется путем соотнесения его ежемесячного фактического заработка в установленном периоде... и средней зарплаты работников в республике в тех же месяцах и является средним арифметическим значением коэффициентов заработка за каждый месяц в установленном периоде» (Ст. 57 Закона).Отдаление срока назначения пенсии, к примеру, на 2 года для обоих полов позволило бы экономить порядка 10% средств пенсионного бюджета.

ЦИФРА

В общей численности получателей пенсий по линии органов по труду и социальной защите республики (свыше 2,5 млн чел.) доля пенсионеров по возрасту составляет 83%. Пенсии по возрасту, назначенные на общих основаниях, получают 1,7 млн чел., на льготных условиях (в возрасте раньше общеустановленного: лица, работавшие в особых условиях труда; многодетные матери; инвалиды с детства и т.д.) - 305 тыс. чел. 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно