11248

За чей счёт надбавки? В пенсионном страховании не должно быть привилегий

№ 51 от 16 декабря 2014 года 16/12/2014

Равенство - один из принципов

ПО ЗАКОНУ

Из Закона «Об основах государственного   социального страхования»:

Статья 2. «Основными принципами государственного социального страхования являются:

  • обязательное участие работодателей и работающих граждан в формировании государственных внебюджетных фондов социального страхования;
  • распределение средств от трудоспособных граждан к нетрудоспособным, от работающих - к неработающим;
  • гарантированность пенсий, пособий и других выплат в соответствии с законодательством;
  • равенство граждан Республики Беларусь независимо от социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, рода занятий, места жительства в праве на государственное социальное страхование...»

Статья 4. «...Средства государственного социального страхования не подлежат изъятию, не облагаются налогами и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании».

Пенсионное страхование, как и социальное в целом, - коллективная форма социальной защиты. Это своего рода «государство в государстве», призванное учитывать и защищать интересы всех застрахованных при наступлении соответствующего страхового случая. При этом основополагающим в реализации права на трудовую пенсию из фонда является принцип равенства застрахованных. Суть этого принципа в том, что размер  пенсии, в частности, по возрасту, определяется на основании двух ключевых показателей: трудового стажа и уровня среднемесячного заработка, на который начислялись страховые взносы. То есть в соответствии с законодательством при одинаковых значениях стажа и заработка размер пенсии должен быть равным независимо от рода занятий застрахованных (кроме отдельных категорий работников, трудившихся в особых условиях, к примеру - шахтеров). При этом основной размер трудовой пенсии должен быть равнозначным как для квалифицированного рабочего, так и для профессора, если у них одинаковые уровень заработной платы и трудовой стаж. На мой взгляд, вести разговор о назначении более высокой пенсии учёным из общественного фонда в целях повышения престижа интеллектуального труда в обществе, как  предлагает автор, было бы не совсем корректно. Ведь каждый выбирает себе вид трудовой деятельности, руководствуясь прежде всего своими способностями и призванием.

Работа и пенсия

А. Богдасаров, в частности, предлагает не «опускать» профессоров и доцентов, получающих пенсии и работающих на неполную ставку, «до индивидуального коэффициента 1,3, как это предусматривает законодательство...», добавляя при этом, что «не надо жалеть денег на пенсионное обеспечение научной и педагогической элиты общества!» То есть сделать исключение для категории работников, которых он представляет.

Вопрос невыплаты работающему пенсионеру части пенсии, исчисленной при коэффициенте свыше 1,3, уже подробно освещался в «АиФ» (№38 2013 г.). Причина такого ограничения - недостаточность средств пенсионного страхования. Исключение из общего правила сделано лишь для  пенсионеров, которые работают «непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства». Думаю, нет необходимости обосновывать решение, принятое в своё время законодателем. Известно, что с трудовыми ресурсами на селе были и остаются определённые проблемы. В некоторых хозяйствах до половины работников - в возрасте старше пенсионного. Да и уровень зарплаты, из которой исчислены пенсии, у большинства из них не достигает  коэффициента 1,3.

Можно понять желание уважаемого автора получать полную пенсию наряду с зарплатой. Вместе с тем должен отметить, что практически во всех пенсионных системах мира ограничения в выплате пенсий в период работы были всегда (в том числе и в СССР). Присутствуют они в мировой практике и сегодня, к тому же более значительные, чем в Беларуси. Это легко объяснимо: ведь суть пенсионного страхования - замещение утраченного трудового дохода в связи с наступлением страхового случая (старость, инвалидность...) и оставлением работы (утраты трудоспособности). Иначе и быть не должно. И без того на выплату пенсий работающим пенсионерам сегодня направляется более 20% пенсионного бюджета, что не может не ухудшать возможности получения  более высоких пенсий тех, кто не в состоянии подработать и, заслуживая большего, живёт на скромную пенсию.

Пенсия и бонусы

Второе предложение А. Богдасарова звучит так:  «Нашим законодателям нужно принять простой и ясный закон: сохранить все надбавки за учёные степени и звания докторам наук, профессорам и доцентам, выходящим на пенсию. Так уже давно сделали в странах Балтии, России и Украине». Это предложение автора, судя по словам председателя Президиума Национальной Академии наук Беларуси В. Гусакова («АиФ» №№20,22 2014 г.), перспективно. Но такие надбавки должны финансироваться не из фонда, а из других финансовых источников и, в частности, в рамках дополнительной материальной поддержки (со стороны состоятельных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, совхозов - ветеранам труда с учётом их заслуг перед трудовыми коллективами в виде ежемесячных (квартальных) выплат и других видов помощи).

Напомню читателям, что доплаты за учёные звания и степени, установленные соответствующим указом главы государства, в отличие от доходов академиков и членов-корреспондентов Национальной академии наук Беларуси, вышедших на пенсию, другим категориям учёных выплачиваются только в случае продолжения работы. Вполне понятна реакция заинтересованных учёных, оставляющих работу, на лишение их соответствующих доплат при наличии прецедента сохранения соответствующих доплат академикам и членкорам.

В своё время автору этих строк довелось быть косвенным участником рассмотрения обращения группы докторов и кандидатов наук по данному вопросу. Разумеется, что в соответствии с законодательством о социальном страховании не могло быть и речи о финансировании таких доплат за счёт средств пенсионного страхования. Что же касается средств госбюджета, то решающей была позиция Министерства финансов. Его аргументация базировалась на том, что целью таких доплат является повышение престижа и эффективности  интеллектуально-творческого труда и укрепление научного потенциала республики, то есть тех, кто находится «в строю». Говоря другими словами, это один из видов выплат стимулирующего характера непосредственно в период трудовой деятельности. Ещё одним аргументом Министерства финансов стал тот факт, что эти доплаты включены в среднемесячный заработок, из которого исчислен размер пенсии.

В заключение остаётся надеяться на реализацию положения Программы научной сферы Республики Беларусь относительно сохранения надбавок за учёные степени и звания для работников, выходящих на пенсию, по аналогии с академиками и членкорами.

Геннадий БЕСПАЛОВ, юрист

51-16-1

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно