26441

Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ: Рабство - легко, а свобода - трудно

№ 48 от 30 ноября 2011 года 30/11/2011

Найти виновного

- Андрей Сергеевич, вы говорили, что «Клинтон хорошо относился к нам, потому что мы были на коленях. Сегодня мы встали с колен». Мы действительно поднялись?

- Выражение «поднялись с колен» настолько широко, что его можно интерпретировать по-разному. Если говорить о народе, то он как стоял на коленях, так и продолжает стоять. Более того, он даже не знает, что стоит на коленях. Народ не принимает участия в управлении страной. Народ с точки зрения истории российской государственности всегда добровольно, я подчёркиваю, добровольно делегировал власть одной личности. Но если он добровольно делегирует власть, а потом ждёт, когда колбаса будет падать с неба, он так и будет стоять на коленях. И в данном случае «подняться с колен» означает: народ начнёт контролировать действия избираемой власти. Но сегодня этого не происходит. Не будем кидать камни в огород правительства, что это оно, мол, поставило нас в унизительное положение. Я бы сказал, что правительство в какой-то степени пытается поднять народ с колен. Но народ сопротивляется, потому что рабство - это легко, а свобода - трудно. Ибо свобода - это ответственность, а у нас ответственных людей с гулькин нос.

- Когда читаешь отзывы в Интернете, кажется, что люди страшно недовольны нынешней обстановкой…

- Ругать легко. Да, в Интернете люди выражают своё недовольство жизнью. Их недовольство понятно, но... Вы посмотрите, кто, по их мнению, был виноват в сталинских репрессиях? Большевики и Сталин. Кто был виноват в застое? Брежнев. Кто виноват в распаде Советского Союза? Горбачёв. Самое удобное, что можно сказать: «Виновато правительство! Смените, и я буду какать в унитаз, а не мимо. Я буду всё делать, как порядочный гражданин». Может быть, в подсознании этих заявлений лежит мысль - нужен новый правитель, который заставит всех стать гражданами? Но при этом обязательно в уме держится: «Придёт другой, а я всё равно буду жить, как хочу, только мне хотелось бы иметь ещё и это, и то, и другое». Это безответственность! У нас очень мало граждан, в основном они население.

- Часто говорят, что у нас в стране работает лишь один закон: не обманешь - не продашь. Но, по-моему, этот закон работает во всей мировой экономике.

- Не совсем так. Человеку свойствен эгоизм - это правда. И то, что на Западе упал этический кодекс, тоже правда. Академик Сахаров говорил, что необходимо взаимопроникновение двух принципов - социализма и капитализма. Эта идея, наверно, наиболее удачно осуществлена в Северной Европе. Но для её успеха должно быть встречное движение: гражданин должен чувствовать свою ответственность, а государство должно проверять гражданина.

А по поводу «продашь» - продаётся всё и вся. Особенно искусство. Сегодня господствует формула: «Что нельзя продать, то не искусство», как говорит мой герой из «Глянца». Поэтому мы собираем форум «Искусство и реальность», где подумаем, как воспитать критика, который бы воспитал настоящего художника.

Верхи не могут

- «История неизбежно должна вести менталитет либо к какому-то развитию, либо к деградации. На сегодняшний день всё идёт к деградации» - ваши слова. Как история этому способствует?

- История - это только часть, которая формирует менталитет. Существуют ещё и климат, и религия, которая и порождает характер взаимоотношений между людьми. А характер отношений - это то, что ежедневно определяет поведение человека. Собственно, это и есть менталитет. Если менталитет у нации устоялся и если государство не предпринимает никаких мер по его изменению в лучшую сторону, тогда характер взаимоотношений «самотёком» начинает двигаться в сторону деградации. Для того чтобы велосипед ехал, нужно всё время крутить педали.

- Но ведь наш менталитет, наша душа такие загадочные…

- Ничего подобного! Крестьянское сознание, которому много тысяч лет. Оно сформировалось во всём мире с возникновением земледелия. Большинство из нас - заложники крестьянского сознания, потому что у нас так и не появилась буржуазия. А другого сознания не существует! Либо крестьянское, либо буржуазное. Маркс, правда, предсказывал рождение сознания пролетариата, но оказалось, что пролетариат - только временная фаза. У нас предпосылки для возникновения буржуазии были уничтожены в XII-XIV веках татаро-монгольскими нашествиями и слиянием российской государственности с Золотой Ордой. Так что сегодня для возникновения буржуазии нужна политическая воля. Политическая воля направлена на модернизацию технологий. Но модернизация технологий невозможна без модернизации менталитета. А для модернизации менталитета нашей политической власти не хватает интеллектуального потенциала, чтобы понять причинно-следственную связь. Демократия - не причина, демократия - это следствие развития исторических предпосылок. Возникновение буржуазии - это не причина, это также следствие того, что возникла частная собственность. Эта частная собственность дала гражданину финансовую независимость от власти. А финансовая независимость от власти порождает желание иметь политическую независимость от власти. Вот тогда и возникает буржуазия!

- Получается, верхи не хотят, а низы не могут?

- Я думаю, что верхи не могут. Мне кажется, они бы хотели, но не знают как. Любой сегодняшний правитель не хотел бы находиться во главе страны, где он один отвечает за всё. Он бы с удовольствием перекинул ответственность на соответствующие классы, элиту. Любой современный правитель хотел бы, чтобы в стране была буржуазия. Но её нет! А как её получить, они не знают. Говорят: «Нужен класс собственников». А как его создать? Чтобы создать класс собственников, необходимо, чтобы у человека возникло чувство ответственности. Чувство ответственности возникает, когда выходят жестокие законы, соответствующие наказания за нарушение законов, за воровство и так далее. Не знаете как? Так почитайте Ли Куан Ю о Сингапуре, о том, как ему удалось за 15 лет из страны со средневековыми порядками создать современнейшее государство.

- Вы упомянули воровство, но разве воровство не в крови у русского человека?

- Воровство в крови не только у русского человека. Но в разных странах оно по-разному искоренялось. У мусульман до сих пор рубят руки. А у нас, к сожалению, государство не сумело воспитать человека, который бы понимал, что воровать - это плохо. Это должна быть целая формула принудительного внедрения социальной ответственности.

- То, что у нас не любят счастливых людей, - это тоже часть нашего менталитета?

- Конечно, это часть сознания. И имя ему - зависть, потому что успех соседа всегда угрожает собственному благополучию. Все же знают шутку про то, как корова у соседа умерла, - пустячок, а приятно. Вот нам хотя бы это искоренить из своего сознания!

Валентина ОБЕРЕМКО

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно