0 208

Карен Шахназаров: необходимо найти грань между правдой и болью

В прокат выходит фильм Александра Аравина «Решение о ликвидации», в основу сюжета которого легла операция по ликвидации одного из самых кровавых боевиков чеченских войн - Шамиля Басаева.

Карен Шахназаров на премьере фильма «Решение о ликвидации».
Карен Шахназаров на премьере фильма «Решение о ликвидации». © / Антон Денисов / РИА Новости

Продюсером картины выступил режиссёр Карен ШАХНАЗАРОВ.

«Раны ещё не зажили»

Юлия Шигарева, «АиФ»:  Карен Георгиевич, я была очень удивлена, когда увидела вашу фамилию среди создателей фильма про чеченскую войну. Никак режиссёр фильмов «Мы из джаза», «Курьер», «Анна Каренина. История Вронского» не ассоциируется с чеченскими боевиками.

Карен Шахназаров: А чего здесь удивительного? Мне сценарий понравился. История ликвидации Шамиля Басаева - хотя у нас в фильме он Базгаев - невероятно интересная. Так что это не госзаказ, денег на фильм нам никто не давал.

- Вы сказали, что изменили фамилию одного из главных персонажей. А в самой истории много поменяли по сравнению с тем, как всё было в реальности? 

- Нет, в жизни всё происходило так, как в кино показано. Люди, которые участвовали в той операции, живы, они нас консультировали. Может, конечно, что-то и недоговаривали (смеётся), ведь имена некоторых офицеров до сих пор нельзя разглашать. 

- Пока над фильмом работали и с консультантами общались, что-то новое для себя открыли?

- Новое для себя? Открыл! Северокавказских актёров. Было искушение пойти по традиционному пути и на роли чеченцев, ингушей, осетин пригласить грузин или армян. Но я предложил всё-таки посмотреть местных. И выяснилось, что актёры они отличные - очень органичные, с харизмой.

Что же касается самой операции... Басаев тогда дерзейшую атаку задумал - он решил уничтожить самолёт с президентом, который должен был лететь на саммит в Санкт-Петербург. Для этого ему надо было заполучить ПЗРК (переносной зенитный ракетный комплекс. - Ред.). Но новые ПЗРК (и вот этой детали я не знал) закодированы на опознавание «свой - чужой». Российский самолёт ими сбить нельзя - ракеты в сторону уходят. Взломать эту программу очень трудно. Поэтому Басаев начал разыскивать старые советские ПЗРК, у которых такой кодировки ещё не было. Наши спецы, узнав, что он их ищет, разработали очень хитрую и очень сложную комбинацию, которая позволила Басаева устранить.

- Вы снимали в Осетии, Ингушетии. Там раны, нанесённые чеченскими войнами, затянулись?

- Там по-прежнему всё очень сложно. Так что раны всё ещё свежие.

- За время и первой, и второй чеченских кампаний столько трагедий разыгралось... Но перенести это на экраны рискнули единицы. Балабанов снял «Войну», Рогожкин - «Блокпост». Почему про Великую Отечественную чуть ли не каждый второй фильм снимается, а эти трогать боятся?

- Тема Великой Отечественной востребована - люди любят кино про ту войну. Из моих картин самая популярная - это «Белый тигр». А в Чечне, по сути, шла гражданская война. Это было очень тяжёлое событие в нашей истории. А про гражданскую войну рассказывать сложно. Необходимо найти какую-то грань, чтобы и правду показать, и вред не нанести. 

Проверка временем

- В начале года отечественные картины били рекорды, собирая в прокате миллиарды рублей. Но премьеры, вышедшие в апреле-мае, зрителя не заинтересовали. Почему движение российского кино вверх закончилось так быстро? 

- Потому что у нас очень м­ало кино снимается. Если бы мы снимали фильмов 300 в год, как в советское время, то и движение вверх не останавливалось бы.

Да и, честно говоря, эта арифметика - кто сколько миллионов собрал - меня начинает пугать. Картину - хорошая она или плохая - оценивает только время. С точки зрения кассы «Зеркало» Тарковского, провалившееся в прокате, - плохая картина. Но её по-прежнему смотрят во всём мире. А м­ассу фильмов, которые вышли одновременно с ней и собрали хорошую кассу, теперь даже специалисты не вспомнят. П­оэтому я, будучи рыночным человеком, не хотел бы оценивать картины только по финансам.

- Вы говорите: надо больше фильмов снимать. А у нас хватит людей, которые напишут такое количество интересных историй?

- Нет, не хватит, это верно. Сегодня и институт сценаристов надо возрождать, и институт редакторов, существовавший в советское время и очень жёст­ко работавший со сценариями. «Мы из джаза» я запускал у Г­еоргия Данелии. Он заставил нас написать три варианта сценария, на обсуждениях раздолбав нас страшно. В итоге от первого варианта осталась лишь сцена с ворами, где вора в законе играл Евгений Евстигнеев. И до сих пор я, воспитанный на той, советской школе, первый вариант сценария выбрасываю и переписываю всё по нескольку раз. 

- «Как в советское время» - эта фраза звучит сегодня очень часто. Почему в советское время мы и в футбол хорошо играли, и фильмы снимать умели, и ракеты запускали, которые не падают? Сколько времени должно пройти, чтобы мы снова научились делать всё это хорошо?

- Я не смотрю на ситуацию так трагически. И, между прочим, прекрасно помню, как в 90-е гг., когда я говорил добрые слова про советское кино, меня некоторые просили: не надо так уж восхвалять наследие СССР. Так что я очень рад, что сегодня мы начали в своём прошлом видеть не только негатив.

И делать хорошо мы многое умеем. Мост вон построили! Что вы улыбаетесь? Построили? Построили! И ракеты летают. Ну, какие-то падают. Так они и в советское время падали. И самолёты снова у нас делают.

И вообще, как-то неправильно мы ко всему этому относимся. Я советский человек, придерживаюсь определённых взглядов. Но, когда смотрю на инфраструктуру, которую за эти годы построили... Ну не было этого в СССР! Всех этих торговых центров, развязок, заправок. Кажется, что здесь такого? Но ведь это всё нужно было просчитать, между собой увязать. Это логистика, это компании, это рабочие места. 

Вы оглянитесь вокруг - всё время что-то строят! Москва стала действительно другой. И должен сказать, что она, пожалуй, лучше той Москвы, в которой я вырос. Что, нет, что ли? Конечно, лучше! Москва в советское время была городом милым, но достаточно безликим. Кафе не было, магазинов не было. Всей этой жизни, которая делает город городом, не было. Конечно, ностальгировать хорошо, но до определённых пределов.

- А сейчас всё бурлит?

- Ну, в общем-то, бурлит!

Загрузка...
NNN

REDTRAM
Loading...
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Какие ягоды заменят витамины?
  2. Будет ли 3 июля военный парад в Минске?
  3. Где в Минске посмотреть салют 3 июля?
NNN
REDTRAM
Loading...

Новое на AIF.by