Ольга Шаблинская 0 564

Николай Губенко: «Труд, труд и ещё раз труд – только это спасёт нас»

В советские годы Николай Губенко часто слышал в свой адрес такие слова, как «бешеное трудолюбие», «великолепная актёрская техника», «прирождённый режиссёр», однако всегда отличался скромностью.

Занимаясь карьерой режиссера, Губенко не переставал быть актером.
Занимаясь карьерой режиссера, Губенко не переставал быть актером. © / Фото из открытых источников

«Думаю, в моём поступлении было пятьдесят процентов удачи и пятьдесят процентов провинциальной необычности. Я приехал в одолженном «клифте», узких брюках-дудочках с огромными манжетами, вёл себя достаточно свободно, а на вступительных экзаменах пел под гитару одесские блатные песни», — вспоминал о своём поступлении во ВГИК народный артист.

Последний министр СССР

Дебютом на режиссерском поприще для него стал фильм «Пришел солдат с фронта», сценарий которого написал Василий Шукшин. А широкий общественный резонанс вызвала картина «Подранки». Эта снятая Губенко по собственному сценарию лента автобиография, посвященная теме «дети и война», получила большое количество призов на конкурсах и фестивалях различного уровня. Известными также стали фильмы Николая Губенко «Если хочешь быть счастливым», «Из жизни отдыхающих», «И жизнь, и слезы, и любовь».

Занимаясь карьерой режиссера, Губенко не переставал быть актером. Он снимался в таких фильмах, как «Они сражались за Родину», «Если хочешь быть счастливым», «Запретная зона» и других. Николай Губенко стал последним (седьмым по счету) министром культуры Советского Союза, занимая этот пост с 1989 по 1992 год. А в 1993 году в качестве художественного руководителя возглавил новый театр, получивший название «Содружество актеров Таганки».

«Труд, труд и ещё раз труд – только это спасёт нас», ­ любит повторять Николай Губенко, а потому и к нашей стране испытывает теплые чувства, зачастую приводя Беларусь в пример. «Руководство Беларуси во главу государственной политики поставило трудового человека. Белорусов всего 9,5 миллиона. И почти все – при деле. Сегодня многие представители среднего класса из стран СНГ едут отдыхать не в Сочи, не в Ялту – в Беларусь. Знаете почему? Потому что в Беларуси чудесные условия, безопасность, кормят великолепно, прекрасный медицинский персонал», ­ рассуждал в интервью «АиФ» Николай Губенко.

Недавно известный актёр и режиссёр, худрук театра «Содружество актёров Таганки» поделился с «АиФ» наболевшим.

Духовный адрес

В последнее время всё больше людей говорят: смотреть телевизор невозможнотам показывают какую-то параллельную реальность.

— Да, впечатление такое, что существуют разные страны: и телевизионные, и реальные. Потому что тот портрет человека, который создаётся в результате телевещания, — это портрет дебила, наркомана, вора, который сводит счёты с близкими ради завладения квартирами, деньгами и прочим имуществом. Или показывают людей, имеющих на стороне по 7­8 внебрачных детей. Всё это муссируется и смакуется: вот, смотрите, какие мы – люди. Честно говоря, за то, что видишь на экране, бывает очень стыдно. А ведь можно было бы найти много примеров самоотверженности, героизма, трудолюбия, бессребреничества. В прежние времена люди, которые занимались идеологией, жёстко проводили линию партии. Если то, что мы видим сегодня по ТВ, – это «линия власти», то я не завидую будущему людей. Тяжёлый разговор у нас. Может, о чём-то хорошем поговорим?

- А можно найти объективные критерии эффективности, например, для театра или балета, раз уж с телевидением так все плохо. И как вообще измерить эффективность культуры?

- В культуре измерить эффективность какими-то лекалами, приборами очень сложно. Возьмём вроде бы объективный показатель – посещаемость. Но сегодня, в век рекламы, многое зависит от отношения средств массовой информации к тому или иному театру. Если речь идёт о музее или библиотеке, то эффективность определяется организаторскими способностями их работников. А в остальных сферах культуры, таких как балет, драма, исполнительское мастерство, – прежде всего талантом. Эффективность таланта измеряется «духовным адресом», по которому артист направляет своё творение публике. И не всегда у таланта будет массовый зритель и слушатель.

Кто-то ведь любит импрессионистов, а кто-то – авангардистов. Мы до такой степени многообразны в своих пристрастиях в искусстве – исполнительском, композиторском, писательском, – что люди культуры просто не имеют права обделять кого-то из публики... Акцентировать внимание на одном виде искусства и делать его доминирующим, а все остальные отметать путём «измерения эффективности», нельзя. Это совершенно неправильный подход.

Надежда на людей

А что в вас вселяет надежду, Николай Николаевич?

— Люди. Вижу, как человек, приходящий в театр, духовно вырастает, принимает добро и протестует против зла. Я вижу заплаканные глаза, когда речь идёт о памяти павших в Великой Отечественной войне. Люди искренне поднимаются со своих кресел в зале, их никто не принуждает — встаньте, помянем. Просто они чувствуют потребность... И плачут. И не только те, у кого в семьях есть погибшие. У нас люди очень добрые, душевные. Величие народа измеряется его способностью к взаимопомощи. Если люди могут и хотят использовать своё умение, чтобы помочь другим, мы непобедимы. Мне сейчас вспоминаются слова Черчилля: «Союз непобедим, потому что это страна окопного быта». В окопе ведь все друг другу помогают — иначе не выжить. Я чувствую, что люди на просторах бывшего СССР и сейчас готовы помогать друг другу. Я не пророк. И не уверен в правильности своих выводов по поводу происходящего. Но меня воодушевляет наша выживаемость. И я думаю: «Чёрт побери, наверное, и сейчас выживем!»

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка в 2020 году

Актуальные вопросы

  1. Нужно ли покрывать машину воском после мойки?
  2. Можно ли вернуть билет на концерт?
  3. Как правильно уволиться с работы перед уходом в армию?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by