28227

Владимир Машков: «Нами движут страсть и воля»

№ 39 от 29 сентября 2010 года 29/09/2010

В прокат вышла масштабная мелодрама Алексея Учителя «Край», главную роль в которой исполнил Владимир МАШКОВ. Действие картины разворачивается в победный 1945 год. Но запах войны ещё слишком ощутим. Советский народ оказывается на краю долгожданной новой жизни. И... тянет за собой старые обиды.

Очищение через жертвы

- Владимир, ваш герой по сюжету оказывается едва ли не изгоем среди жителей таёжной станции Край. А всё из-за того, что он пожалел немецкую девушку. Однако после неких драматических событий местные, только что сами готовые разорвать немку на куски, резко меняют гнев на милость и кидаются её защищать. Такие крайности - особенность пресловутого славянского характера?

- (Задумывается.) Конечно, мы в первую очередь пытались исследовать нашего человека. С другой стороны, человеческие отношения схожи во всех уголках земного шара. И парадокс этих взаимоотношений состоит в том, что зачастую, для того чтобы остановить разрушительные силы, насилие, нужно принести жертву. И в этом весь ужас! Только жертвоприношение порой заставляет нас одуматься и стать снова людьми, причём людьми сильными! По своей природе человек необычайно силён, даже если он этого не осознаёт или лишён возможности эту силу проявить. Вот я, например, не устаю восторгаться нашими паралимпийцами. Оказывается, люди с ограниченными возможностями - одни из самых сильнейших на планете! После этого задумываешься: «Господи, у меня же две руки, две ноги, голова на месте! Так что ж я, тряпка, опускаю руки перед какими-то трудностями?!»

Страсть, воля - вот что движет мировой прогресс, разгоняет локомотивы истории. И в этом смысле мой герой крайне актуальный, современный. Неважно, какой профессией занимается человек… Важно заниматься ею страстно. Именно такие люди нужны нашей стране сегодня, и они, слава богу, есть. Да, возможно, мы долго запрягаем, перед тем как быстро поехать. Но, может, это и правильно - быстрая езда требует невероятной внутренней сосредоточенности.

- К слову о прогрессе: недавно президенту продемонстрировали рабочую модель первого отечественного мобильного телефона. Эта новость вызвала у людей скорее иронию, чем радость.

- Вот вы сейчас затронули ещё одну особенность нашего человека: мы исторически привыкли относиться с большим недоверием ко всему, что создаётся на родине. Но нам надо поверить в самих себя! Поверить в умы и руки соотечественников! Без этого мы так и будем топтаться на месте! У нас любят разговоры то о смерти автопроизводства, то о кончине кинематографа, то о гибели ещё какой-нибудь отрасли. Всё время хотят поскорее что-то похоронить! А надо не хоронить, а реанимировать! Мы до сих пор живём на краю, причём на краю непонятно чего. У нас не закончился переход из страны советов в страну неизвестно чего. Мы живём с комплексом нищеты. У нас как рассуждают: «Ну вот, дали им деньги на разработку мобильного телефона или ещё чего-то… Опять ничего не сделают, а бюджет разворуют…» Причём так рассуждают и те, кто тянет руки к этому самому бюджету. У нас привыкли воровать и в то же самое время сетовать на тотальное воровство. Такие стесняющиеся воришки, которые многократно были описаны классиками, - ворую и плачу… Вот это отношение к благим начинаниям - оно просто недостойно такой огромной и сильной нации, как наша. Мы разучились радоваться! Радоваться хоть за первый отечественный мобильник, хоть за новую модель нашего автопрома…

- Вы извините, но ни новые, ни старые модели нашего автопрома радости как-то не вызывают…

- (Очень эмоционально.) Ну хорошо, не очень радостно! Но давайте как-то сообща поможем довести наши автомобили до ума! Ну, есть ведь и люди, и средства, чтобы это сделать! Опять же вспомните, на чём мы ездили ещё 15-20 лет назад! Мы же разучились замечать наш прогресс, наши достижения, пусть даже они заметно отстают от мировых! Пора уже избавиться от постыдных советских комплексов, которые мы за собой тянем. Гораздо полезнее взять из прошлого ощущение великой многонациональной страны.

Кризис идей

- Поводы для радости иногда можно найти. А есть ли сегодня поводы для гордости за страну, если не брать в расчёт запасы нефти и газа?

- Это почему же не брать в расчёт?! Это тоже немаловажно, и это прекрасный повод для гордости! У нас нефть, газ, леса, огромные территории - у большинства стран всего этого нет! Так почему же нам этим не гордиться?! У нас, в конце концов, самые красивые женщины! И это тоже отличный повод! А наш богатейший язык, который даёт нам возможность быть единым целым! Ведь даже на языковом уровне мы, в отличие от других, удивительно богаты в выражении своих чувств, мыслей, страстей. Я вообще считаю, что наш язык, наша история, наши корни - это и есть наша объединяющая национальная идея! Другое дело, что этих идей должно быть несколько. Объединяющая идея не может торчать одиноким гвоздём, на который всё и вся нанизывается. Я уверен, что альтернативу вполне мог бы дать кинематограф, если бы к нему в нашей стране было соответствующее отношение. Вспомните, Америку, по сути, создал и поднял Голливуд! Это он предложил американскую мечту! Он показал американцам, какими они должны быть, к чему должны стремиться. И им это понравилось! Они сказали: «Да! Супер! Этот «костюмчик» нам подходит!»

- Может, и нам стоит примерить их «костюмчик»?

- Не думаю. Мы всё-таки отличаемся от других наций. К примеру, русские люди могут понимать друг друга без слов. Объясню: общаясь с людьми на Западе, в ответ ты всегда получаешь улыбку и дежурный вопрос «как дела?». При этом ты никогда не поймёшь, о чём на самом деле человек думает, что чувствует. А на лицах моих соотечественников весь спектр эмоций! Вглядываясь в лица, люди, по сути, общаются без слов. Более того, русского человека в большинстве случаев без труда можно узнать в толпе американцев, европейцев. И дело тут даже не в одежде, не в поведении. Речь идёт о каких-то других, более тонких вещах. Работая в Америке, я остаюсь «нашим» актёром, чем очень горжусь!

- Уже более десяти лет наши фильмы не попадали даже в финальный список номинантов на «Оскар». Мы ничего достойного за эти годы не сняли или тут есть политические аспекты?

- На мой взгляд, «Оскар» едва ли не единственная премия, итоги которой невозможно предсказать. Последний раз в шорт-лист «Оскара» мы попадали в 1997 году с фильмом «Вор» Павла Чухрая, где мне посчастливилось сыграть главную роль. Когда мы снимали картину, по «Мосфильму» ходили крысы размером с собак, съёмочные павильоны простаивали. Сегодня «Мосфильм» одна из крупнейших студий в Европе. Другое дело, что мы снимаем. Кризис идей сегодня наблюдается во всём мире и едва ли не во всех сферах человеческой деятельности. Нам остаётся надеяться на Большой адронный коллайдер. Может быть, ему удастся толкнуть сознание человечества к новым рубежам.

Беседовал Сергей ГРАЧЁВ

ДОСЬЕ

Владимир МАШКОВ родился в 1963 г. в Туле. Закончил Школу-студию МХАТ. Снялся в фильмах «Вор», «Олигарх», «Папа», «Идиот», «Ликвидация», «Домовой» и др. Поставил как режиссёр спектакли «№ 13» (МХТ им. Чехова), «Трёхгрошовая опера» («Сатирикон»), «Страсти по Бумбарашу» («Табакерка») и др.

Оставить комментарий (0)