www.aif.ru 0 1296

«Всенародный Володя». Мог ли Высоцкий дожить до 80-летнего юбилея?

Его слава, популярность, невероятная любовь к нему живы и по сей день.

Он вполне мог бы дожить до нынешнего своего юбилея, который отметят 25 января. Но Высоцкий - из породы людей, которых, кажется, невозможно представить в седовласом, почтенном возрасте. А в сегодняшнем времени?

Его слава, популярность, невероятная любовь к нему живы и по сей день. В России он второй после Юрия Гагарина кумир ХХ века. Его коллеги по Театру на Таганке вспоминали, как, будучи на гастролях в Набережных Челнах, после спектакля они шли по улице и почти изо всех окон рвался его голос. И Высоцкий, по словам Аллы Демидовой, «шёл, как Спартак, гладиатор, выигравший победу, сквозь собственный голос». Музеи Высоцкого существуют не только в Москве и Екатеринбурге, но и в Киеве, в Польше, его ещё в 90-х издали в Германии. Его личность, творчество изучают самые разные специалисты - от филологов до психологов. Всю жизнь его, кажется, «расчленили», разложили по датам, эпизодам, этапам, адресам, цитатам. По косточкам, по полочкам, по жёнам и романам, по друзьям, по хворям и ролям. Такой посмертной славы, такого жгучего, дотошного интереса не обрёл, пожалуй, ни один из его современников-творцов. 

 «Я - поэт, этим и интересен» - Высоцкий вполне был вправе сказать так вслед за Маяковским и о себе. Причём поэт, стоявший наособицу, ни к каким «десятничествам» и «измам» не принадлежавший. Он был словно иноходец из его песни, живший и писавший «по-другому, то есть не как все». Рифмы и ритмы его песен, стихов, баллад, сказок необычны, многообразны. Военные песни встали в один ряд с лучшими строфами советских поэтов «сороковых-роковых», хотя он не воевал. А ещё исторические, лирические, фольклорные песни... И всё это написано за 1970-е - шесть сотен песен, стихов, сочинённых часто ночами, в самолётах и поездах, записанных в спешке на клочках и обрывках во время съёмок и гастролей (помимо спектаклей Высоцкий «отработал» по городам и весям СССР и других стран более полутора тысяч концертов, их бывало порой по 5-6 в день). 

Фото: АиФ

 «Гамлет с гитарой»

В единственной, пусть и дружески «несерьёзной» анкете, составленной приятелем, Высоцкий в 1970 г. на вопрос о профессии ответил: «Актёр». Но разве он состоялся и снискал всеобъемлющую любовь только как актёр? Актёрство было лишь одной из граней его таланта. В кино он начинал с безгласных героев массовки, порой даже не обозначенных в титрах. Но вскоре был замечен истинными мастерами - Кирой Муратовой, Евгением Кареловым, Александром Миттой, Станиславом Говорухиным, Михаилом Швейцером, Иосифом Хейфицем. И к концу жизни как актёр набрал истинную высоту: в «Плохом хорошем человеке» по Чехову у Хейфица, в «Маленьких трагедиях» по Пушкину у Швейцера (роль Дона Гуана в 1979 г. стала последней). И, разумеется, Глеб Жеглов у Говорухина (от роли этой поначалу отказывался да и потом не очень-то ценил).  

И всё же главным в его многогранном творчестве всегда был он сам, его «Я», его личность, самобытная, самостоятельная, не зависящая порой полностью ни от режиссёрской руки, ни от материала драматургии. И эта его «штучная», уникальная личность, мощь, огромный дар и, как бы сейчас сказали, харизма ярче всего проявлялись в его песнях. Кирилл Лавров, сыгравший в 1963-м главную роль в «Живых и мёрт­вых» (а Высоцкий - эпизод с «весёлым солдатом без имени»), вспоминал, что «тогда даже не было никаких предположений, что Володя станет великим. Скромный, небольшого роста молодой человек… Вечерами он бренчал на гитаре, и было в этом удивительное сочетание манеры и самобытности с мудростью, проникновенностью и доступностью его авторского слова. Именно этот всесторонний дар его и производил ошеломляющий успех». Узнаваемые с полуслова, с полуаккорда, его песни были очень «актёрскими». Он и говорил не «спеть», а «показать» песню. Каждая - как отдельный маленький спектакль с отчётливым голосом «от автора», с полным перевоплощением, если надо, в персонаж, будь то трагичные «Охота на волков», «Мы вращаем Землю» или и по сей день вызывающие хохот «Письмо из сумасшедшего дома», разговоры-диалоги Вани с Зиной у телевизора или с Серёгой, который «всё кивает».

Песни его мудрые, непафосно, ненатужно философские, порой драматичные, порой хулиганистые. В них и юмор, и вселенские, вечные, пророческие вещи.

«Жизнь - алфавит: я - где-то/Уже в «це-че-ше-ще», -/Уйду я в это лето/В малиновом плаще», - написано в мае ­1980-го. Людмила, вторая жена, мать его сыновей, считает: «Если бы он не умер тогда в 80-м, всё равно бы сгорел». 

Живее, чем все мы

В улыбчивом, лёгком, «юморном», сохранившем до последних дней мальчишество, остроумнейшем Высоцком с дет­ства жило обострённое чувство достоинства и «пугающее одиночество». Мальчика с ранних лет воспитывали по очереди то любимая мама, то - в другой семье - отец с любимой тоже мачехой (так уж сложилось), то в Москве, то в немецком Эберсвальде. В расписке, данной в 1946 г. отцом бывшей жене по её требованию «о возвращении ей ребёнка», значилось: «Не возражать».

Прозвище его у друзей было - «Высо`та». Не очень прилежный в учёбе, мастер и любитель розыгрышей, весёлых компаний, он в 15 лет написал: «Мамочка, я уже взрослый». На 17-летие мать подарила ему гитару и самоучитель игры на ней. И вскоре парень, уже немного игравший на фортепиано и аккордеоне, неожиданно басовито-хриплым голосом начал петь свои песни. А были ещё и стихи. Например, о смерти Сталина:

Горе сердце сковало моё,
Я иду, чтоб взглянуть поскорей
На вождя дорогого чело.

И дейст­вительно пошёл. И прошёл в 1953-м в Колонном зале аж три раза у гроба… В 1970-м в той же дружеской анкете на вопрос о великих людях ответил: «Ленин».

Да, Высоцкий во всех своих проявлениях был абсолютным сыном своего времени, своей страны, впитавшим эпоху со всеми перегибами, пороками, героикой и ужасами. 

«...История страны - история болезни» и его личной боли, болезни - тоже. Его лечили, дер­жали в больницах, которые он ненавидел. Но ещё сильнее ненавидел свои «зависимости», по словам Абрамовой. Два раза у него была клиническая смерть. «Как он вообще ещё живёт?» - поражались лечившие его врачи. 

Марина Мурзина

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Куда выбрасывать наушники?
  2. Появятся ли на трамвайных валидаторах активирующие кнопки?
  3. Какой букет подойдет мужчине?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by