Юлия Тельтевская 0 452

С миру по нитке. Эксперт - об особенностях белорусского краудфандинга

Сегодня появилось много возможностей для того, чтобы воплотить различные мечты в реальность. Например, издать книгу или выпустить партию одежды можно без накоплений и кредитов, собрав средства для этого на краудфандинговой платформе.

Вместе с тем все еще велико количество людей, которые не знают, что такое краудфандинг* и какие перспективы открываются благодаря умению пользоваться этим инструментом креативной экономики**.

Эдуард БАБАРИКО, директор по развитию первой краудфандинговой платформы в Беларуси Ulej.by
Эдуард БАБАРИКО, директор по развитию первой краудфандинговой платформы в Беларуси Ulej.by Фото: АиФ

В подтверждение вышесказанного директор по развитию первой краудфандинговой платформы в Беларуси Ulej.by Эдуард БАБАРИКО поделился данными социологического исследования, которое проводили в 2016 году в Беларуси:

- Лишь 2,5% опрошенных с точностью объяснили, что такое краудфандинг. Около 20% краем уха что-то о нем слышали, но точно не могут сказать, что это такое. Думаю, в 2017 году ситуация не изменилась принципиально, но, безусловно, количество людей, которые узнают о краудфандинге, растет.

- Поэтому, видимо, растет и количество проектов, которые удалось осуществить на Ulej.by, и суммы, которые на них было нужно собрать?

- В 2017 году мы удвоили все показатели: были успешно завершены и профинансированы 114 проектов, перечислено около 320 тыс. долларов, свыше 10 тыс. человек приняли участие в финансировании. Если в 2015 году мы радовались, что проекты привлекали 5 тыс. долларов, и считали это невероятным достижением, то в 2017 году уже гордились, когда проекты привлекали 25 тыс. долларов. И этот тренд сохраняется: мы уверены, что в Беларуси краудфандинг-проекты могут привлекать 50 и даже 100 тыс. долларов.

Книг больше

- Насколько я понимаю, больше всего проектов, которые собирают деньги на краудфандинг-платформе, связано с изданием литературы?

- Действительно, книг издается больше всего. Был удачный кейс по производству маек с принтом национальной символики. Интерес представляют различные социальные проекты, связанные с улучшением городской среды. Например, горожане объединились для того, чтобы из обычной лестницы по ул. Матусевича сделать арт-объект. Или поддержали проект художника, который на ул. Маркса воспроизвел картину «Женщина с фруктами» Хруцкого в графике.

Находят отклик театральные проекты: сейчас идет сбор денег на осуществление постановки «11 апреля», посвященной трагическому событию – взрыву в метро. Почти все билеты на премьеру проданы.

Уже можно говорить об успешности проекта по производству шелковых платков с оригинальными принтами по мотивам картин белорусской художницы Алены Киш. Проект за считаные дни собрал необходимую сумму – это успешный показатель. К слову, 1 платок стоит 173 рубля, а средний чек в проекте составляет 150 долларов. Это самый высокий чек в истории белорусского краудфандинга, потому что обычно в среднем на проекты перечисляют 20-25 долларов.

- А другие идеи?

- Беларусь – маленькая страна, и это накладывает свой отпечаток: идей по выведению на рынок каких-либо проектов действительно немного. У платформы Ulej.by есть амбиции и желание нащупать свой индивидуальный путь и предложить не только Беларуси, но и миру новые сервисы и крауд-механики. С другой стороны, мы стоим перед вызовом – необходимостью развивать краудфандинг здесь и сейчас. В этом конфликт. Например, из-за того, что в последнее время мы активно экспериментировали с бизнес-направлением и с краудфандингом как инструментом маркетинга, мы стали терять лояльную аудиторию – людей идейных, творческих, готовых просто поддержать тех, у кого есть инициатива. Для них вторично то, что они получат взамен, в отличие от бекеров – тех, кто захочет прийти на краудплощадку, чтобы предзаказать какой-то продукт и оплатить его производство.

В наступившем году мы поставили перед собой ряд задач по развитию краудфандинга. В частности, планируется проводить образовательные курсы, которые позволят людям генерировать и оттачивать свои идеи. Очень важно, чтобы авторы умели позиционировать свой продукт, проводить маркетинговые исследования, выявлять лояльную аудиторию и понимать, какие инструменты нужно использовать для продвижения своей крауд-кампании. Мы намерены также предоставлять услуги по сопровождению и продвижению проектов.

Без пиара никак

- Нет ли подмены понятий, когда говорят, что благодаря краудфандингу люди могут получить тот продукт, который они хотят? Ведь часто, когда автор заявляет о какой-то идее, прежде всего его поддерживают друзья, близкие, потом при помощи шумихи, пиара привлекаются люди со стороны. Не факт, что им нужны все эти книги…

- Без шумихи и пиара сегодня никак. Но все-таки самое главное, что дает краудфандинг, – это шанс, возможность сделать то, о чем человек мечтал. И если книга никому не нужна и автор не так уж талантлив, то во второй раз у него вряд ли получится что-то издать, мотивировать аудиторию голосовать за этот продукт рублем. На нашей краудплощадке один автор уже собирает средства на издание четвертой книги: он всего лишь за первые несколько дней кампании собрал четверть необходимой суммы – это очень хороший показатель. Вряд ли деньги перечисляют только родственники и друзья.

Другой вопрос, что в нашем обществе нет развитой культуры продаж. Например, в США или Западной Европе навязывание своего продукта не является чем-то необычным, неприличным. Там уже привыкли к тому, что если человек что-то умеет хорошо делать, то он будет это продавать. У нас считается, что, допустим, книги сами должны продаваться, а если человек пишет хорошо, то большими тиражами. Никто не задумывается, что за успехом любого бизнеса стоит лобовое проталкивание своих идей и интересов.

Более того, напечатанная книга должна попасть на книжные полки. Следовательно, надо активнее  общаться с книжными магазинами, чтобы они обратили внимание на издания, которые появляются при помощи крауфандинга. Еще лучше, чтобы магазины оставляли заказ на печать этих книг и на расширение тиража. В 2017 году мы много внимания уделили тому, чтобы усовершенствовать эти механизмы.

- И все-таки: как разнообразить палитру идей? Чтобы предлагали не только книги, одежду, общепит…

- Нужны время и естественные процессы в виде конкуренции. Допустим, пока рынок общепита не насыщен, супероригинальные идеи не будут появляться, потому что будет востребовано все, что ни возникнет на рынке. А как только конкуренция достигнет дискомфортного уровня, участники рынка будут пытаться ресегментироваться, создать нечто особенное для определенной группы.

Самое распространенное заблуждение – что можно просто «гореть» идеей и предлагать решение без понимания того, кому оно нужно. Большинство предпринимателей в мире, придумывающих идеи и выводящих их на рынок, сталкиваются с провалом, с тем, что рынок их не принимает.

Бизнес-ангел Стив Бланк еще в конце 90-х разработал методологию развития потребителей, согласно которой, прежде чем придумывать какое-то решение, продукт, следует понять, есть ли на рынке проблема. Найдя суперактуальную проблему, необходимо «нащупать» ее эффективное решение, которое устраивает по цене, качеству, другим критериям. И уже тогда можно создавать окончательный продукт.  

Если говорить об успехе, то, на мой взгляд, каких-либо секретов тут нет: просто все успешные люди, задумав какую-то идею, дошли до конца. Когда можно было махнуть рукой, они не сдавались. На пути к успеху важно не сворачивать и делать выводы. Если кампания завершается неудачно, автор получает сигнал, что в том виде, в котором проект предложен, рынку он неинтересен. Значит, нужно переосмыслить, доработать, попробовать еще раз. И еще раз. Мы разбалованы историями успеха, в которых все складывается в одночасье, когда человек и его идея оказываются в нужное время в нужном месте. Но это скорее исключение, чем правило. Большая часть бизнесов появляется после совершения невероятного количества ошибок. И в этом нет ничего страшного.

 

В ТЕМУ*

*Краудфандинг (англ. crowdfunding — «народное финансирование») — способ коллективного финансирования, основанный на добровольных взносах.

**Креативная экономика, или экономика знаний, — особый сектор экономики, основанный на интеллектуальной деятельности.

Загрузка...
NNN

REDTRAM
Loading...
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Какая погода будет в длинные выходные в Беларуси?
  2. Не вредит ли смартфону, если его ставить на зарядку на всю ночь?
  3. Какой налог нужно платить при сдаче жилья в аренду?
NNN
REDTRAM
Loading...

Новое на AIF.by