www.aif.by 0 17092

Мнение: чтобы ребенок «загорелся» учебой, не нужны тотальный контроль и оценивание

Статья из газеты: 06/01/2015

«Учитель не открывает истин - он проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам», - эти слова Брюса Ли легли в основу педагогической философии Светланы МАЦУЛЕВИЧ, учительницы средней школы №3 г. Глубокое. Они гармонично переплетаются

 

Они гармонично переплетаются с высказываниями Плутарха, который говорил: «Каждый учащийся – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь». Светлана зажигает этот факел уже более двадцати лет. Насколько успешно – подтверждают награды, которыми государство оценивает её труд, и дети, которые учатся в её классах. В 2014 году она стала победителем республиканского конкурса «Учитель года» в номинации «Начальные классы». Это стало отличным поводом для встречи, в ходе которой  учительница высказала своё мнение о том, какими  должны быть школа, процесс обучения и сам учитель.

- Какая методика легла в основу вашего конкурсного урока?

02_12_02- Урок был построен по принципу методики активной оценки.  Белорусские педагоги работают по ней с 2009 года, а  я - всего три года. Суть методики в том, что дети на каждом уроке сами адекватно и объективно  оценивают  полученные ими знания, признаются, чего не поняли, отвечают на вопрос, почему это произошло, и сами стараются  заполнить пробел. В итоге дети  избавляются от страха перед оценкой и идут в школу не за ней, а за знаниями, что и является целью нашей работы.

Хочу сказать, что дети даже в начальных классах хотят и готовы нести ответственность за результаты своей учёбы, за  свое поведение. Они не боятся учиться,  пусть и на своих ошибках, но взрослые, педагоги и родители, зачастую не готовы ослабить тотальный контроль и дать детям право на самостоятельность и ответственность. Оценка в школе порождает у детей страх перед ней. Чтобы родители не ругали, чтобы оправдать их доверие, заработать похвалу, чтобы не отстать от сверстников в учёбе, не давать им поводов для насмешек и издевательств, чтобы не подвести класс по среднему баллу успеваемости…  Поэтому ученик заучивает, не понимая,  ищет разные пути, чтобы получить хорошую  оценку и угодить всем, забывая о себе. Он становится рабом оценки, которая не гарантирует настоящих знаний. Методика активной оценки усиливает личностно ориентированный подход в обучении, пробуждает истинный интерес к учёбе, даёт ученику возможность получения необходимых для него знаний, создаёт атмосферу, которая помогает каждому ребёнку найти себя, раскрыть природные задатки, научиться думать, ставить перед собой цели и достигать их. Эта методика помогает формировать позитивную самооценку ученика  и содействует росту его личностного «я».   Считаю, что методика применима  не только для начальных классов, но и для всей среднеобразовательной системы.

О нагрузках

- Многих родителей беспокоят школьные нагрузки, домашние задания, просиживание детей за компьютером, что негативно влияет на здоровье детей. Существует ли компромиссный вариант, приносящий пользу?

- Считаю, что домашние задания давать нужно. Они ведь не только носят обучающий характер, но и воспитывают у детей чувство ответственности,  трудовой дисциплины, развивают творческую жилку, помогают налаживанию взаимоотношений с родителями. Другое дело, что давать домашние задания нужно с учётом индивидуальных способностей  и интересов учеников. Ведь задания, выполняемые  детьми с удовольствием, не будут восприняты ими как нагрузка и не навредят здоровью.

Что касается  сетевых ресурсов, то педагоги  должны умело  использовать интерес детей к компьютеру и с максимальной пользой применять на уроках информационно-коммуникационные и игровые технологии. Я учу детей азам мультимедийной грамотности, поиску нужной информации, принципам её отбора. Малыши уже сами составляют на компьютере простенькие  презентации, и подобные домашние задания для них познавательны и интересны. Со временем  мы научимся делать веб-квесты и онлайн-газеты. В этих случаях компьютер становится другом, а не врагом ребёнка.

О новшествах

ДОСЬЕ
Светлана Мацулевич родилась в деревне Гирстуны Глубокского района. Окончила Полоцкое педагогическое училище, Витебский педагогический институт им. Кирова по  специальности «Педагогика и методика начального обучения». Педагогический стаж – 23 года. Два года работала в районной гимназии, остальное время – в СШ №3 города Глубокое. Отличник образования. Замужем, сыну 9 лет.

- Будь вы ответственным сотрудником Министерства образования, какие новшества внесли бы в образовательный процесс?

- Пересмотрела бы организацию нагрузки учителей бумажной работой в сторону увеличения времени для живого общения с учениками. Выступила бы за внедрение безоценочного обучения на первой ступени  образования. Увеличила бы минимальный возраст для поступления в 1-й класс. Практика показывает, что первоклассник  к 1 сентября  должен быть не младше шести с половиной лет, потому что в шестилетнем возрасте ещё не сформирована волевая и физиологическая готовность детей к школе, и  учебный процесс, даже основанный на игровых технологиях, может навредить здоровью ребёнка. Больше часов начиная с  детского сада уделила бы изучению  белорусского языка, который 82% населения Беларуси считают родным.

- А на чём должен делать акцент учитель начальных классов в воспитательном процессе?

- Младший возраст – благоприятный период для воспитания человека культуры. Каждый урок, пропущенный через призму  нравственности,  должен помочь  повысить уровень личной культуры ребёнка. В младшем возрасте  закладываются основы активной гражданской позиции детей, которые, выйдя из школы, должны быть открыты и полезны социуму.

- Какой учитель способен давать качественные знания и быть интересным для своих учеников?

- Интеллект, педагогическая зоркость, умение видеть и работать на перспективу – вот те качества, которые помогают учителю стать профессионалом. Учитель должен  постоянно осваивать новые методики и современные технологии,  повышать свой квалификационный уровень,  не только учить детей, но и учиться вместе с ними, всегда находиться в творческом поиске и помнить, что любое, самое лучшее новшество – пустота без  участия педагога. Любую методику наполняет содержанием и опытом учитель, а значит, он должен быть  личностью со своим внутренним миром, сильным духовным стержнем, со своей позицией  и взглядами на жизнь;  личностью, с которой будут брать пример ученики.

Галина СУТУЛА

Загрузка...
NNN

REDTRAM
Loading...
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Сколько волос должно выпадать у здорового человека?
  2. Могут ли отменить киносеанс, если продано слишком мало билетов?
  3. Что делать с долгами, полученными по наследству?
NNN
REDTRAM
Loading...

Новое на AIF.by