Анна Крючкова 0 4172

Отрицательное ускорение. В каком возрасте лучше отдавать детей в школу?

Министерство образования заявило о возможном упрощении порядка поступления в школы 5-летних детей. Но стоит ли родителям торопиться?

А детство когда?
А детство когда? © / TUT.by

На данный момент в 1-й класс принимают детей, которым исполняется 6 лет или больше до 30 сентября. Чтобы в школу взяли ребенка, которому 6 лет исполняется позже 30 сентября, родителям сегодня необходимо обратиться в Министерство образования с просьбой рассмотреть их исключительный случай. Планируемые поправки в Кодекс об образовании отменяют необходимость обращения в ведомство - достаточно обратиться в администрацию учреждения образования, то есть вопрос будет решаться на местах.

Поскольку это пока только предложение, которое к тому же, как заявили «АиФ» в Минздраве, с медиками еще не согласовывалось, есть возможность обсудить тему. Стоит ли родителям спешить?

Медики

Как считают медики, к обучению готов тот ребенок, чей биологический возраст совпадает с паспортным или опережает его. Согласно данным исследования детей из сельской и городской местности «Гигиеническая оценка адаптации детей к поступлению в школу» Белорусского медицинского университета соответствие биологического возраста хронологическому было отмечено лишь у 58,2% шестилеток, а ускорения темпов биологического развития среди них выявлено не было. Группу риска «школьно дезадаптированных» детей образуют условно неготовые и неготовые к поступлению в школу дети с нестабильностью психоэмоционального состояния.

В возрастном аспекте это преимущественно дети 5-6 лет (100% детей из сел и г. Клецка, 50% минчан данного возраста). У большинства 6-летних детей по сравнению с семилетками не закончен процесс формирования психологической модели школьника, говорится в исследовании.

В методическом пособии для будущих медиков написано: «Функционально незрелые дети не справляются с учебной нагрузкой и формируют ряды отстающих. Часть из них выполняют школьную программу, но ценой чрезмерного напряжения, вызывающего переутомление и дальнейшее ухудшение здоровья».

Педагоги

Но даже весьма развитый и вроде бы подготовленный ребенок, рано попав в школу, также может столкнуться с проблемами, считают педагоги-практики.

- Развитый ребенок и ученик, готовый к школе, - это не одно и то же. Поэтому вчерашний вундеркинд, по мнению умиленных родителей, засидевшийся в детсаду, может легко раствориться в школьной массе и даже стать отстающим неудачником, - считает педагог начальных классов Светлана ГИН.

Причин тут несколько.

- Во-первых, к сожалению, приходится констатировать, что программа первого класса не рассчитана на подготовленного ребенка, для него она окажется слишком легкой, - поясняет Светлана Гин. - Задания развивающего характера, упражнения повышенного уровня и т.д. в сегодняшних учебниках представлены явно недостаточно. И очень скоро ученику, умеющему бегло читать, быстро считать, становится скучно. При этом на уроке письма у него возникают довольно серьезные трудности, потому что мышцы руки, в отличие от мозга, не умеют созревать ускоренно, и поэтому ребенок начинает уставать, а потом просто не успевает.

Во-вторых, нужно понимать, что школа предполагает массовое обучение, когда главным становится не столько уровень любознательности, сколько уровень сформированности волевых качеств. Но даже волевая готовность - это еще не все. Собрать портфель, переодеться на прогулку, сходить в туалет или завязать шнурки - эти, казалось бы, совершенно далекие от учебы навыки позволят облегчить или, наоборот, существенно осложнить школьную жизнь - в зависимости от того, как они усвоены. Неумение, а порой и нежелание общаться со сверстниками, частая отвлекаемость, потому что еще не наигрался; быстрая утомляемость и эмоциональное истощение по причине недостаточной сформированности нервной системы… Все это можно наблюдать у детей, рано отданных в школу.

Ш.А. Амонашвили, известный ученый, автор идеи об обучении шестилеток, выступал категорически против того, чтобы в первый класс шли дети, которым даже нескольких месяцев не хватает до этого возраста: как у новорожденного возраст надо называть по количеству дней, так и в начале школьного обучения каждый месяц обусловливает качественные различия. В школах России, кстати, законодательно установленный возраст приема в школу - шесть с половиной лет на 1 сентября. Более того, т.к. наблюдения показывают наличие существенной разницы между девочками и мальчиками одного и того же возраста, представляется разумным ввести разные нормы для них: вполне вероятно, что инфантильные мужчины вырастают из тех самых незрелых первоклассников-шестилеток.

Поэтому я бы рекомендовала родителям не спешить! Сегодня есть широкие возможности полноценной реализации интеллектуального потенциала вне школы.

Психологи

- Начало школьного обучения в 5-летнем возрасте - проявление нездоровой ситуации в семьях, когда с помощью детей и их достижений реализуют себя амбициозные родители. И расширение возможностей для них может превратить исключение в правило. «Мой мальчик уже пошёл в школу, а твоя девочка? Ей ведь тоже уже пять?» - такие диалоги не заставят себя ждать, - считает замдиректора Института психологии Белорусского государственного педагогического университета Сергей ЖЕРЕБЦОВ. - Поэтому государство и законодатели должны подумать не только о мнении некоторых родителей, но и о самих детях, действовать в интересах их развития. К практике выдачи таких разрешений нужно подходить крайне ответственно и давать положительный ответ в исключительных случаях.

Мы хорошо знаем, сколько споров и возражений вызвала ещё советская реформа 1984 года, предусмотревшая возможность обучения с 6 лет. Тогда многими авторитетными учёными, например, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, было высказано мнение, что в 6 лет становиться школьником рано. Почему? Дело в том, что развитие - это последовательный процесс, в котором созревание создаёт предпосылки для обучения, и достижения предыдущих стадий развития определяют успешное прохождение последующих. Если определенные стадии не пройдены, то обучение не развивает, а парализует личностные силы, и ребёнок может регрессировать и часто болеть.

Думать, что сегодняшние дети «созревают» намного раньше, ошибочно, считает эксперт:

- Чтобы быть готовым к школе, у ребёнка должна быть сформирована способность играть в совместные и сюжетно-ролевые игры с правилами. Это колоссально важно, т.к. правило становится для ребёнка своеобразной абстракцией, средством овладения собой, общения с другими. Игровая ситуация и правила лежат в основе функции символообразования, письма и чтения, способности к понятийному мышлению. Современные дети, «включённые» в смартфоны, планшеты, компьютеры, оказались почти «выключенными» из совместной игры. Несформированность игровых способностей - причина многих бед в личностном развитии (инфантилизм, психологическое отчуждение, конфликтность в общении, психосоматические заболевания). Родителям важно помнить, что лучшее, что можно сделать, если желаешь добра своему ребёнку, - играть с ним.

Данный вопрос нужно обсуждать еще и с другой стороны: а готова ли школа обучать детей младше 6 лет? - резюмирует эксперт.

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка


Актуальные вопросы

  1. Будут ли в Беларуси в 2019 году крещенские морозы?
  2. Как получается, что безработица низкая, а нормальной работы не найти?
  3. Что изменится в правилах предоставления отсрочки от армии в 2019 году?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by