0 1728

Предсказатель Артур Кларк. ​Какие прогнозы ученого и писателя уже сбылись?

Артур Кларк, учёный и писатель, регулярно составлял научно-технические прогнозы на ближайшие десятилетия, а незадолго до смерти (Кларк умер в 2008 году) сделал долгосрочный прогноз до 2100 года.

Артур Кларк, учёный и писатель, регулярно составлял научно-технические прогнозы на ближайшие десятилетия. © / Фото из открытых источников

Итак, самые известные пророчества фантаста, которые сбылись.

Создание радиолокации

Выпускник физико-математического отделения Лондонского университета, в годы Второй мировой войны он служил в Королевском воздушном флоте, где осваивал радиолокационное оборудование, которое должно было упростить пилотам навигацию при сложных погодных условиях. Тогда молодой офицер предсказал появление радиолокационных станций для поиска ракет и самолётов и даже указал надёжные частотные диапазоны для их работы.

Система спутников связи

Кларк публиковал технические статьи о внеземных средствах связи, электронике и радиолокации с 28 лет. Фантаст сожалел, что не догадался запатентовать описанное им в журнале Wireless World в 1945 году революционное для того времени предложение, которое послужило основой для создания глобальных систем коммуникации. Тогда ученый описал систему спутников связи на геостационарных орбитах, которые сегодня в честь фантаста иногда даже называют «орбитами Кларка».

Высадка на Луну

В 1947 году в научно-фантастическом романе «Прелюдия к космосу» Кларк предположил, что через 31 год будет создан первый в мире космический корабль, способный достичь Луны. Но реальность немного опередила фантазии «мечтателя». «Когда в 1951 году книга была опубликована, я думал, что проявляю дьявольский оптимизм, предсказывая высадку на Луну в 1978 году. Нил и Базз опровергли моё предположение меньше чем через десять лет», — говорил Кларк.

Создание Интернета

Кларк не раз предсказывал создание «всемирной библиотеки», прототипа появившегося впоследствии Интернета. А в 1964 году, размышляя о перспективах общения, утверждал: «Мы сможем мгновенно устанавливать контакт друг с другом, где бы мы ни были. Мы сможем общаться с друзьями по всему миру, даже не зная, где конкретно находится человек…» Уже к концу XX века Кларк наслаждался благами Интернета в полной мере.

Прогноз погоды

В этом случае Кларк не просто сделал прогноз на будущее, а помог сбыться собственным фантазиям. В 1954 году писатель в письме к директору отдела науки американского национального Бюро погоды Гарри Векслеру предположил, что погоду можно предсказывать при помощи орбитальных спутников. Учёное сообщество с удовольствием поддержало идею фантаста и впоследствии, помимо данных с наземных метеостанций, стало прибегать к информации с искусственных спутников Земли.

Исследование Сатурна

Кларк был уверен в позитивном исходе миссии первого искусственного спутника Сатурна. Так и произошло — «Кассини» вышел на орбиту Сатурна 1 июля 2004 года. Благодаря работе «Кассини» и спускаемого с него зонда был получен огромный объём новых данных: изучен Титан, стали известны детали состава воды, выбрасываемой гейзерами Энцелада, открыты новые спутники и кольца. Последние данные об атмосфере далёкой планеты учёные получили в сентябре 2017 года, после чего навсегда простились с автоматическим космическим аппаратом.

Хирургия на расстоянии

«Я предположу, что когда-нибудь хирург из Эдинбурга сможет делать операцию на мозге пациента, находящегося в Новой Зеландии», — фантазировал Кларк в 1964 году. Так и случилось. Роботизированную дистанционную хирургию в США стали практиковать ещё в 2000 году.

Загрузка...