Анна Крючкова 0 9024

ТРИЗ-педагогика. Как научить школьников не подстраиваться, а создавать

Статья из газеты: 12/05/2015

«Творческая революция, которая произойдет в течение ближайших 25-30 лет, по своему значению, видимо, не уступит революции научно-технической. Главной целью обучения станет развитие творческого мышления на протяжении всей жизни человека. Поразительно низки

 

«Творческая революция, которая произойдет в течение ближайших 25-30 лет, по своему значению, видимо, не уступит революции научно-технической. Главной целью обучения станет развитие творческого мышления на протяжении всей жизни человека. Поразительно низкий коэффициент реализации творческих возможностей, свойственный предшествующим векам, будет вызывать в ХХI веке такое же удивление, какое вызывает у нас низкий коэффициент полезного действия старинных паровых экипажей...»

КСТАТИ

Качества, присущие творческой личности (по Г. Альтшуллеру):

  1. Наличие значительной, новой (еще не достигнутой) и общественно полезной цели.
  2. Наличие комплекса реальных рабочих планов для достижения цели и регулярный контроль за выполнением этих планов.
  3. Высокая работоспособность (в выполнении планов).
  4. Хорошая техника решения задач.
  5. Способность отстаивать свои идеи - умение «держать удар».

Этот прогноз сделал 30 лет назад известный ученый-изобретатель Генрих Альтшуллер, автор ТРИЗ - теории решения изобретательских задач. В 70-е годы эта методика изобретательства и развития творческих способностей была очень популярной в СССР - на ее основе открывались общественные школы, ТРИЗ внедрялась в образовательные программы вузов. Автор методики утверждал, что «избранность» изобретателей - это миф, что «к творчеству, к самому высокому творчеству от рождения способны все». Нужно лишь дать людям инструмент, открыть иной метод решения творческих задач. Для создания ТРИЗ ученый исследовал 200 тысяч наиболее значительных изобретений, чтобы выяснить и систематизировать законы развития технических систем, разработать программу решения сложных изобретательских задач и приемов по преодолению психологических барьеров для принятия нестандартных решений. Однако, как видим, прогноз изобретателя пока не сбылся - даже спустя 30 лет развитие творческого мышления не стало главной целью образования. И до сих пор остаются актуальными слова ученого о том, что «в цепочке «школа-вуз-производство-наука» больше всех отстает в обучении творческому мышлению школа, хотя именно здесь должны загораться первые искры творчества». ТРИЗ в белорусских школах существует только в экспериментальном порядке.

Цель - созидание

- ТРИЗ-педагогика - это система воспитания свойств характера и интеллекта, необходимых для жизни в изменяющемся мире. Моя экспериментальная работа с использованием этой методики в школе показала, что «тризовские» дети значительно отличались от остальных по психологическим параметрам - они хотели и умели учиться, были самостоятельны, обладали активной жизненной позицией, пониманием, что перед нами стоят не проблемы, а задачи, которые можно и нужно решать. С ними было всегда интересно. И хотя учителя старшей школы предъявляли претензии, что эти дети «не умеют сидеть тихо», но никто ни разу не сказал, что они «не умеют работать». То есть у детей были сформированы надпредметные умения - компетенции, - делится результатами экспериментальной деятельности учитель Светлана ГИН. - Многолетний опыт использования ТРИЗ в нашей стране и за рубежом показывает, что это перспективное направление, что за ним - будущее. Но обучение творчеству нельзя внедрить приказом. Учителя сами должны понять необходимость перемен, проявить готовность учиться и изменяться.

Действуйте!

Эта мысль - в тренде и среди современных известных лекторов и тренеров. Одна из лекций Кэмерона ГЕРОЛЬДА, популярного канадского бизнес-тренера и консультанта по вопросам управления, посвящена развитию предпринимательства в детях: «Предприниматели - это люди, которые видят потребности мира и готовы ответить на них. И детям нужно помогать воспринять идею стать предпринимателем - человеком, который может выдвинуть идею и решить проблему в этом мире проблем».

По сути эксперты говорят о формировании ненаемного мышления, когда человек нацелен не на приспособление к условиям, а на созидание. Но даже если на это еще не направлена официальная система образования, ничто не мешает в формировать установки на творческое изобретательское мышление в кругу семьи. Существуют специальные книги, лекции в Интернете и прочие источники информации. Все в ваших руках - и мозгах.

Загрузка...
NNN

REDTRAM
Loading...
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета


Конференция Ведение бизнеса


Актуальные вопросы

  1. Каковы прогнозы для белорусской экономики в 2018 году?
  2. Кому нельзя поститься?
  3. Сколько времени человек может прожить без еды?
NNN
REDTRAM
Loading...

Новое на AIF.by