Инна Валевская 0 1004

Вернуть детство. В чем успех финской системы образования

Главные секреты финского образования: короткий школьный день, много игр, мало домашних заданий, длинные каникулы.

Финский эксперт по образованию Кари ЛОУХИВУОРИ перечисляет:

1. Главные секреты финского образования: короткий школьный день, много игр, мало домашних заданий, длинные каникулы.

2. Одно из основных достижений школьной реформы в Финляндии – отсутствие школьных инспекторов. Инспекция - это своего рода театр. Все надевают костюмы, улыбаются инспектору. Детей в шутку «запугивают» – если сделаешь что-то не так во время проверки, потом получишь! А когда спектакль заканчивается, все «выдыхают»: наконец-то вернется нормальная жизнь!

3. В Финляндии полностью бесплатное образование. На всю страну существует только одна частная школа. Все остальные – государственные, и все они одинаковые. Для учеников все бесплатно, включая питание. Но мы не тратим деньги на то, что не нужно.

4. Полное доверие к учителям. В Финляндии вообще все построено на доверии. Правительство доверяет муниципалитетам, муниципалитеты - директорам школ, директора – учителям, учителя – ученикам. А родители полностью доверяют школе.

5. Профессия учителя престижна. Учителя очень хорошо зарабатывают и являются уважаемыми людьми. Но и уровень их профессионализма должен быть соответствующий. Каждый учитель должен пройти обучение в магистратуре.

6. В Финляндии нет тестов и экзаменов. Вернее, есть, но только один – при окончании средней школы. Ведь учитель лучше знает, на что способен каждый его ученик! Что же касается школ и учителей – у нас нет необходимости доказывать, что наша школа лучше, чем соседняя. Лишь изредка в Финляндии проводятся выборочное исследование, чтобы убедиться, что все школы находятся на одном уровне.

7. Мы не сравниваем учеников друг с другом. Этого делать категорически нельзя, ведь все дети разные! Ученик должен оценивать свое развитие, а не ориентироваться на навыки других. Надо показывать ребенку, какого прогресса достиг именно он.

8. Оценки в финской школе есть, но они не очень важны. В Финляндии десятибалльная система, но, как правило, нижний балл, который ставится, – 4. Если ты получил «четыре» – это фиаско, курс надо повторить. А «восьмерка» - очень хорошая оценка. Но оценка значит не так уж много – для ученика гораздо важнее получить вербальную обратную связь. Особенно в начальной школе. Как правило, учитель собирает учеников и родителей несколько раз в год, и они обсуждают учебу. Причем все происходит очень позитивно – упор делается на достижения учеников. И еще один важный момент: учитель всегда точно объясняет, чего он хочет от ученика.

9. Школьная форма в Финляндии неформальная. Учителя и ученики ходят в толстовках или джинсах. Все очень неофициально. Учителей называют только по имени.

10. Школа будущего – это не роботы и супертехнологии. Это выход из классов и новые возможности. Сегодня даже школа в самой глубокой глуши благодаря Интернету может иметь доступ к лучшим преподавателям мира, может пригласить любого специалиста. Все ограничения существуют только в воображении.

11. Учитель – это эксперт. В Финляндии нет реформ, которые навязываются сверху. Все изменения и нововведения обсуждаются с учителями. И учителя могут выбирать ту методику, которую считают нужной. В этом отношении – полная автономия.

12. Что должны делать родители? Ничего сверхъестественного: есть вместе с детьми, общаться, читать, ходить в театр или кино, объяснять непонятное. Важно целовать и обнимать детей. Устанавливать правила безопасности. И быть для них взрослым, а не другом.

13. Помощь ребенку в процессе обучения экономит средства для общества. Если ребенка исключают из школы, не обращают на него внимания – он в перспективе может пойти по кривой дорожке. Это будет стоить очень дорого для общества. Поэтому надо оказывать полноценную поддержку детям в обучении и разбираться в сути проблем, которые не дают ему нормально учиться.

14. Каких граждан должна воспитывать финская школа? Уверенных и ориентированных на будущее; владеющих многими языками; имеющих критические и аналитические способности; интерактивных и способных взаимодействовать; способных оценить других и умеющих быть благодарными; экспертов по многим вопросам и способных обучаться на протяжении всей жизни; активных и инновационных; преданных сообществу; креативных и способных использовать свой потенциал. Не так уж и много…

15. У ребенка должно быть детство. Он должен играть и общаться со сверстниками. Даже то, что считается «бездарно тратить время ни на что», для него тоже очень важно!

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Какой букет подойдет мужчине?
  2. «Мы живем нашей работой». Мнение дрессировщицы о запрете животных в цирках
  3. Как быстро выучить любой иностранный язык?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by