Юлия Тельтевская 0 10288

Высшее европейское. Что даст Беларуси вступление в Болонский процесс

Статья из газеты: 09/06/2015

В середине мая в Ереване на конференции министров образования стран общеевропейского пространства высшего образования Беларусь приняли в Европейское пространство высшего образования (ЕПВО).

«Для нашей страны это важный и ответственный шаг в развитии национальной системы образования», - цитирует пресс-центр Министерства образования Беларуси слова министра образования Михаила ЖУРАВКОВА о вступлении в Болонский процесс, в который сейчас входят 47 стран, в том числе Россия, Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина.

Разъясняя важность этого шага, министр в эфире программы «Главный эфир» («Беларусь 1») отметил: «В каждой стране, входящей в ЕПВО, система высшего образования обязательно имеет свои особенности. Никто не говорит об унификации высшей системы образования, а о каких-то общих правилах, например, о единых специализациях. О том, чтобы были дипломы единого образца, а самое главное - приложение к диплому, где описываются те предметы, которые студент изучал, и чтобы во всех странах было понятно, что это за предметы…»

Михаил Журавков обратил внимание на то, что «люди жалуются, боятся, что принятие нас (Беларуси. - Ред.) в Болонский процесс послужит толчком к массовой утечке мозгов, что дети уедут в другие страны, так как Болонский процесс предусматривает признание дипломов в каждой стране, входящей в ЕПВО». «Хочу подчеркнуть, что, например, в 2014 году более 3,5 тыс. студентов уезжали из Беларуси на стажировки и успешно вернулись обратно, - сказал министр. - Мы надеемся, что ЕПВО еще больше мотивирует наших студентов выезжать в другие университеты для прослушивания определенных курсов, но это ни в коей мере не станет причиной массового отъезда наших студентов. Иногда создается иллюзия, что в какой-то стране Европы, раз ты умный, тебе предоставляют все условия для работы на блюдечке, но это отнюдь не так. В каждой стране нужно доказывать, что ты специалист. И деньги на исследования, на преподавание нигде просто так не дают…»

Экспертное мнение

Приоритетные задачи Болонского процесса - создание ЕПВО, призванного стимулировать конкурентоспособность системы высшего образования Европы и ее привлекательность, а также создавать возможности для мобильности студентов и их дальнейшего трудоустройства. Что кроется за этими формулировками и какие перспективы появились у Беларуси, «АиФ» попросил разъяснить члена Общественного Болонского комитета Владимира ДУНАЕВА.

- Плюсом для Беларуси может стать обязательство модернизировать свою систему высшего образования в соответствии с целями, ценностями и основными направлениями политики ЕПВО, - отметил эксперт. - Это на пользу всем нам. Беларусь должна будет перейти к использованию болонских инструментов, например, европейского приложения к диплому. От этого выиграют студенты, потому что это подразумевает лучшие возможности для мобильности. Или если, например, в Беларуси будет развиваться студентоцентрический подход к обучению, при котором именно студенты и работодатели определяют, что надо изучать конкретному студенту, для того чтобы соответствовать запросам рынка труда, то это позволит существенно повысить качество образования. От этого будет польза и студентам, и работодателям. Все выиграют и от того, что будет развиваться независимая система контроля качества образования. Или если, наконец, будет создана современная система профессиональных квалификаций. Все это записано в дорожной карте, разработанной для Беларуси. И, конечно, необходимо обеспечить европейские стандарты самостоятельности вузов и академической свободы для преподавателей и студентов. Словом, мы почувствуем пользу от присоединения к Болонскому процессу только тогда, когда Беларусь начнет реформировать свою систему образования, т.е. выполнять то, к чему ее обязали на министерской конференции в Ереване.

Что было сделано

Напомним, что в 2012 году запрос на вступление Беларуси в Болонский процесс был отклонен: рабочая группа Болонского процесса пришла к выводу о неготовности страны присоединиться к ЕПВО в связи с невыполнением его принципов - автономии университетов, академических свобод и участия студентов в управлении образованием.

- После попытки вступить в ЕПВО в 2012 г. Беларусь кое-что сделала для сближения архитектуры своего высшего образования с европейскими нормами. Это выразилось в сокращении продолжительности первого цикла высшего образования и появлении практикоориентированной магистратуры. Такая структура больше соответствует задачам массового высшего образования, - отметил Владимир Дунаев. - Но даже здесь продвижение очень скромное и не очень последовательное. В том варианте, который пока принят в Беларуси, есть угроза еще большего снижения качества подготовки выпускников. Из-за такой непоследовательности можно вместо плюсов получить минусы. Однако самые большие проблемы связаны с конфликтом белорусских и европейских академических ценностей. Все претензии, например, к низкому уровню университетской автономии, остались в силе. Как показывает опыт других стран, без глубокого реформирования академической культуры, имплементации ценностей невозможно добиться повышения качества образования.

24-11-1

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Правда ли, что граненый стакан символизирует СССР?
  2. Что может вылечить хрен?
  3. Как проходит подготовка к проведению парламентских выборов?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by