2935

Скоро за парту! Ответы на самые частые родительские вопросы

№ 31 от 2 августа 2016 года 02/08/2016

«Что сегодня получил?» или «Что нового ты узнала в школе?» От того, о чем вы спрашиваете с порога у своего школьника, на самом деле зависит очень многое как в детско-родительских отношениях, так и в учебной деятельности детей.

31-24-03Кандидат педагогических наук, учитель начальных классов Светлана ГИН ответила на наиболее частые вопросы родителей.

Чем интересоваться

Как правильно спрашивать ребенка о делах в школе?

- Если у вас с ребенком нормальные, т.е. дружеские отношения, то спрашивать вам не придется: ученик в силу возраста сам спешит обо всем рассказать. Если же этого не происходит, значит, в общении между вами существует определенный барьер.

На дежурную фразу: «Как дела?» будьте готовы услышать такой же формальный ответ: «Все нормально». Сравните, к примеру, с вопросами: «Твой сосед по парте уже выздоровел?», «Во время дежурства все прошло гладко?» Чтобы так спрашивать, нужно действительно быть в курсе событий, а не устраивать время от времени «инспекторскую» проверку.

Кроме того, ребенок может не совсем понимать, что именно вас интересует: какую букву он выучил? Сколько раз он поднимал руку? Чем занимался на переменке? Поэтому будьте конкретными. А еще берите инициативу в свои руки и сами рассказывайте, как у вас прошел день, и тогда встречное движение будет наверняка обеспечено.

Также хочется посоветовать родителям освоить методику «активного слушания», когда взрослый умеет замечать чувства ребенка. Каким бы застенчивым ни был ваш малыш, эмоции все равно не спрячешь. «Я вижу, что у тебя сегодня все замечательно», «Тебя сегодня что-то огорчило».  Роль зеркала обеспечит глубинное понимание ребенка. Только имейте в виду, что зеркало  беспристрастно, оно не выпрашивает и не оценивает, а только отражает. Иначе диалог может не состояться.

Отметки

Как правильно реагировать на его отметки?

- Точно так же, как на любой другой измерительный прибор. Как правильно реагировать на градусник или на линейку? Если температура повышена – дать лекарство или обратиться к врачу. Если ребенок низкого роста, можно посоветовать ему почаще висеть на турнике, а можно утешать себя тем, что в вашем роду все такие. Но при этом ни одному разумному человеку не придет в голову наказывать ребенка за то, что он заболел, или стыдить, что все дети растут, а он назло вам не хочет! Отметка – это всего лишь цифра, и именно так к ней нужно относиться. Если ребенок огорчен – посочувствовать, если доволен – обрадоваться вместе с ним, а если просто констатирует факт – то вы можете собой гордиться: вам удалось сформировать у него правильное восприятие учебы. Ведь в реальной жизни никто поминутно не оценивает процесс освоения навыка. Вы же не ставили двойку ребенку, когда тот падал или картавил, не давали медаль, когда он смог произнести скороговорку. В реальной жизни каждый продвигается в своем темпе в соответствии со своими желаниями и возможностями: глупо ориентироваться на некий эталон. И главное: в реальной жизни взрослые спокойно относятся к тому, что  несовершенны, что у нас не все получается, потому что каждый уже нашел ту нишу, в которой может успешно реализовать себя. И подходы к детям не должны отличаться.

«Домашка»

Как правильно помогать ребенку делать домашние задания?

- Многочисленные исследования убедительно доказывают, что выполнение домашних заданий очень мало связано с успеваемостью. Они имеют значение только для формирования учебной самостоятельности. Но чтобы ребенок сам мог выполнить домашнее задание, он должен этому научиться, причем это задача учителя, а не родителя. В идеале учитель должен гарантировать, что содержание домашней работы будет по силам каждому ученику, и тогда помощь родителей будет заключаться только в создании условий для тренировки организационных составляющих данного умения. Помощь взрослых заключается в наблюдении и ненавязчивых напоминаниях относительно таких моментов, как умение спланировать работу, чередовать виды занятий, делать продуктивные паузы, правильно оформлять задание, оценивать свою работу, соотносить сделанное с требуемым. Но речь не идет о тотальном контроле, когда родитель сидит рядом и приговаривает: «Открой дневник», «Посмотри, что задано», «Запиши число», и т.п., потому что в этом случае ребенок не учится, а выполняет команды, и как только родителям «надоест», тут же обнаружится его выученная беспомощность.  Только дети в этом не виноваты! Спросите себя: «Я хочу, чтобы ребенок был самостоятельным или чтобы мне было проще?»

Мотивация

Если ребенок говорит, что не хочет учиться, как развивать мотивацию к учебе?

- А если ребенок говорит, что не хочет есть, как повысить мотивацию? Можно, конечно, заставлять или уговаривать, но лучше дать проголодаться. И еще нужно разобраться, что стоит за его словами. Не хочет узнавать новое? Не хочет сто раз писать одно и то же? Не хочет ходить в школу, потому что возник конфликт? Далеко не все взрослые испытывают потребность заниматься интеллектуальной деятельностью. Готовы ли вы сами продемонстрировать пример мыслительных усилий, пусть даже на уровне чтения серьезных книг? А если нет, если вы можете прожить и так и вполне довольны своей жизнью, то перестаньте мучить ребенка, найдите ему дело по душе. А в старшей школе, если понадобится, просто найдите репетитора.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно