1512

Смерть в прямом эфире. Чему учат подростков их новые кумиры — блогеры?

«Всё, что приходит в голову, мгновенно выбрасывается в мир. Обратите внимание на специфичность речи, на её покатость, отсутствие пауз, — недавно “приложил” блогеров режиссёр Никита МИХАЛКОВ, — на абсолютное отсутствие времени, чтобы подумать о том, что человек хочетсказать. Это просто словесная диарея». Михалков возмутился тем, что новые кумиры молодёжи «живут напоказ» и «охотятся за лайками», а поведение новоявленных «звёзд» копируют миллионы подростков.

В гроб на 24 часа

Они не открыли новые химические элементы, не выиграли Олимпиады, не снялись в кассовых фильмах. У них часто даже нет работы и образования. Зато эти 18-30-летние молодые люди снимают видео о том, как ходят по магазинам, красятся, занимаются спортом, путешествуют. Или устраивают собственные временные похороны с видеотрансляцией из гроба в течение 24 часов. А также цепляются за вагоны поездов или катаются на крыше электричек... А вслед за ними на «подвиги» отправляются обычные школьники. Правда, обрести заветные лайки получается не у всех. Кое-кто оказывается в больнице или в отделении полиции.

«Собирал "бабки" на новую камеру. Получил, но немножко не ту» — так прокомментировал свой арест 22-летний екатеринбургский блогер Руслан Соколовский, ловивший покемонов в храме, построенном на месте расстрела царской семьи. «Неужели нет понимания, что это стыдно, грешно?» — изумляется Никита Михалков.

Крайняя степень «жизни напоказ» — онлайн-трансляция собственной реальной смерти. Застрелившиеся в частном доме подростки из Пскова, увы, не были первыми. Кончают жизнь в прямом эфире дети в Китае, Франции, Японии, США.

Так что, если чадо подписано «всего лишь» на Катю Клэп (творческий псевдоним 23-летней Екатерины Трофимовой), родители могут вздохнуть спокойно. Эта девушка просто рассказывает подписчикам о своей жизни, об отношениях с противоположным полом, делится советами, как хорошо выглядеть. Наивно и банально? Но это как раз и цепляет подростков. «Не надо себя заставлять. Сними то, что тебе нравится: скетчи, тьюториалы (учебные рассказы. — Ред.) по косметике... Если зритель увидит, что тебе перед камерой комфортно, то он подпишется на твой канал и поставит лайк. Люди видят, когда ты ловишь кайф от того, что делаешь», — советует Катя Клэп. У нее 5,5 млн (!) зрителей, а её приезд на встречу с фанатами в Екатеринбурге закончился жутчайшей давкой. Сотни школьниц так и не смогли увидеть своего кумира.

Как родители «продают» детей

«На рынке блогеров уже который год первое место по популярности у женского "глянца" занимают косметика, одежда, дом, — рассказывает владелец блогер-агентства. — На втором — игровое направление: люди получают громадные деньги просто за то, что играют в компьютерные игры и комментируют это на видео и в режиме реального времени. Платят производители игр, платят желающие «тиснуть» рекламу — поставить в кадр свою пачку чая, напиток или бытовую технику. Всё популярнее «детские» блогеры. В русскоязычном YouTube теперь полно каналов, где дети 7-10 лет играют в игрушки и снимают это на видео. У каждого такого «кукольного спектакля» по миллиону подписчиков. Детей в буквальном смысле слова «продают» родители, получающие доходы за своих несовершеннолетних «звёзд».

«Это новая культура потребления, новые герои для молодёжи, для которой уже нет прежних социальных авторитетов. Блогер — иная версия колумниста, которому не нужно никакое СМИ для самовыражения: он сам себе СМИ», — говорит Максим КОРНЕВ, доцент кафедры телевизионных, радио-, интернет-технологий Института массмедиа РГГУ.

Одни хотят и готовы жить напоказ, а попутно заработать деньги, другим интересно смотреть на это. «Уверена, и раньше 80% людей вели дневники, предполагая, что их когда-то прочитают. С появлением Интернета появилась возможность сразу донести своё “я” до аудитории», — считает психолог Лидия ГЕВОРКЯН.

По закону

Первые влогеры (снимают видео и выкладывают на YouTube) появились в 2005-2006 гг., блогеры (пишут тексты) — чуть раньше. С 1 августа 2014 г. отрицать влияние блогеров на людей стало невозможно, тогда и ввели федеральный «Закон о блогерах» (ФЗ-97). Если у того, кто ведёт свой дневник прилюдно, больше 3000 зрителей в сутки, то юридически он признаётся СМИ — должен зарегистрироваться в Роскомнадзоре и соблюдать все правила. Призывы к противоправным действиям в их видео караются.

Мат запрещён — за него блогеров штрафуют. Но матом уже, увы, никого не удивишь. Это всё же меньшее из зол. Печальнее другое. Глядя на интернет-героев, подростки делают простой вывод: можно не учиться, не напрягаться на работе, но при этом стать знаменитым и зарабатывать приличные деньги. Опасная и сомнительная установка для человека, вступающего во взрослую жизнь. Запрещать Интернет бесполезно. Но, если вы хотите, чтобы ребёнок услышал вас, нужно сначала сделать так, чтобы вы слышали его. Будьте рядом, когда потребуется помощь. А если вы станете говорить и заниматься вместе с детьми тем, что интересно и им, и вам, наверняка они предпочтут вас модным блогерам.

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

Мнение экперта

«Такой же, как ты»

Зачем миллионы подписчиков смотрят на то, как другие пьют чай, красятся и одеваются?

Объясняет Катерина МУРАШОВА, семейный психолог, писатель:

— Блогеры популярны, потому что у каждого зрителя срабатывает так называемый механизм имитации, «прошитый» в подкорке головного мозга. То есть способность поставить себя на место другого человека и пережить его чувства, перенять действия. Чем более кто-то похож на тебя, тем легче почувствовать себя на его месте. Человек смотрит на блогера и думает: «И я такой же, я тоже так могу».

Механизм имитации знаком даже малышам. Это естественный способ адаптации организма к окружающей среде. Годовалые дети это делают бессознательно. Когда мать берёт веник и начинает подметать, ребёнок повторяет её движения. У него нет ещё никаких представлений, зачем подметают. Но механизм работает. Все маленькие дети очень любят подражать артистам. Девочка берёт палочку, представляя, что это микрофон, поёт и танцует.

Блогеры не поучают, что очень нравится подросткам, они несут такое послание: ты можешь не быть великим учёным, звездой или киноактёром, но прославиться не меньше, тобой могут восхищаться, ставить миллионы лайков. Вот ведь такой же, как ты, стал известным. Конечно, это крайне привлекательно. Более того, за счёт вот этих обычных ребят — не балерин, не певиц и т. д. — зрители поднимают свою самооценку.

Кстати, на этом феномене в советское время была построена пропаганда, которая очень эффективно работала. Газеты и ТВ рассказывали про обычных доярок и рабочих, ставших депутатами Верховного совета. И при этом обязательно подчёркивалось: любой советский человек может достичь таких высот. Это вечная вещь, просто с появлением Интернета она изменила свою форму.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно