0 880

Сон пилота. Почему летчики верят ощущениям, а не приборам?

5-10% ошибок при пилотировании связаны с иллюзиями.

  • Читала, что причиной крушения пассажирского лайнера Ту-154 над Черным морем в 2016 году  могло быть нарушение пространственной ориентации у командира экипажа. По словам экспертов, пилот находился под воздействием «соматогравитационных иллюзий». Что такое соматогравитационные иллюзии и как они проявляются? И. Козеко, Гомель

Проще говоря, пилот верил своим ощущениям, а не показаниям приборов. Вообще, иллюзии во время полета могут возникать у подавляющего большинства пилотов с различной частотой, в различной форме и степени выраженности. Суть соматогравитационных иллюзий в следующем. Во время интенсивного прямолинейного ускорения самолета у пилота возникает впечатление взлета, и наоборот — резкое падение скорости ощущается как снижение. Происходит это из-за того, что вестибулярный аппарат сбивается, а фактическое положение в пространстве отличается от ощущаемого. Из-за отрицательных перегрузок пилоту кажется, что самолет всё еще летит вверх, и он пытается выжимать штурвал «от себя», чтобы исправить «неправильное» положение.

При соматогравитационных иллюзиях показания навигационных приборов об опасных отклонениях самолета могут остаться незамеченными из-за перегруженности пилота, отвлечения внимания на другие проблемы, рассеянности или преднамеренного игнорирования информации о полете.

По статистике, на ситуации, связанные с пространственными иллюзиями, в которых пилот не в состоянии осознавать, куда он летит, приходится около 5-10% ошибок при пилотировании, и 90% из них оканчиваются фатально.

Виды нарушений пространственной ориентировки:

Иллюзия крена

Иллюзия крена происходит при выполнении медленного разворота с креном. При резком выравнивании крена вестибулярный аппарат получает сигнал об изменении положения тела, но летчику кажется, что выполнен противоположный крен. Если пилот доверится своим ощущениям и проигнорирует приборные показания, то он введет самолет в крен.

Кориолисова иллюзия

Кориолисова иллюзия случается, когда пилот находится в установившемся развороте достаточно долго. В таком положении жидкость внутреннего уха перестает двигаться, и мозг начинает «думать», что организм находится в прямолинейном горизонтальном полете. Если в этот момент слишком быстро кивнуть головой, то жидкость внутреннего уха начнет двигаться в других направлениях. Предприняв необдуманные действия в такой ситуации, пилот может ввести самолет в опасное положение.

Траурная спираль

Такая иллюзия возникает, если пилот находится в развороте достаточно долго, - жидкость внутреннего уха перестает двигаться. При возвращении в прямолинейный полет пилот чувствует, что поворачивает в противоположном направлении, и начинает возвращаться к первоначальному развороту. Самолет при этом теряет высоту и начнет снижаться.

Иллюзия инверсии

Слишком быстрое перемещение носа самолета вниз создает ощущение падения назад. В такой ситуации пилоты пытаются еще больше опустить нос самолета, и самолет интенсивно идет на снижение.

Иллюзия «лифта»

Столкновение с восходящим потоком в зоне турбулентности может заставить пилота опустить нос самолета. У пилота при этом возникает чувство необходимости перевести машину на снижение.

Елена СЛОБОДЯН, Ирина ПЕТРЕНКО

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка в 2020 году

Актуальные вопросы

  1. Что такое сниффинг?
  2. Сколько стоит питерская квартира поэта Александра Пушкина?
  3. Опасны ли блютуз-наушники?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by