Преподаватель трудового обучения: «Дети иногда не умеют чистить картошку!»

Почему в школах нельзя сокращать уроки труда и чем сегодня занимаются белорусские школьники на уроках трудах, разбирался «АиФ».

Недавно глава Администрации президента Наталья КОЧАНОВА заявила, что в школах необходимо сделать больший акцент на трудовом обучении.  

«Министерство образования занимается этими вопросами. Необходима также профориентационная работа, чтобы и в профессионально-технические учреждения поступали ребята, которые с удовольствием будут работать и заниматься тем, что им по душе», - сказала она.

Во времена СССР, уроки труда, пожалуй, были самыми любимыми у многих школьников.  Девочек учили шить, кроить, вышивать, плести макраме и многому другому. Но самой интересной была кулинарная часть уроков.

Мальчики трудились отдельно, в мастерской вместе с учителем-наставником. Ребята  мастерили табуретки, скворечники и другие вещи. По окончании школы мальчишки умели все, кроме разве что электросварки и разрезания стекла. Помимо столярной и токарно-фрезерной по металлу подготовки, на этих уроках давали основы жестяного дела, учили паять и проектировать изготовление изделий в эскизах.

Что изучают?

Как пояснили «АиФ» в Комитете по образованию Мингорисполкома, в  соответствии с типовым учебным планом средней школы изучение учебного предмета «Трудовое обучение» осуществляется с первого по девятый классы. По одному часу в неделю в I-V классах и в IX классе, по два часа в неделю с VI по VIII классы.

Уроки трудового обучения в гимназиях проходят в I-VIII классах по одному часу в неделю. Предмет «Трудовое обучение» изучается во всех учреждениях общего среднего образования.

Основная цель учебного предмета «Трудовое обучение. Обслуживающий труд» по новым учебным программам 2017 года - формирование основ компетентности учащихся в различных сферах трудовой, хозяйственно-бытовой деятельности, декоративно-прикладного творчества, способствующей социализации личности в современных социально-экономических условиях.

Содержание учебных программ представлено инвариантным и вариативным компонентами и реализуется в процессе теоретического и практического обучения.

Инвариантный компонент учебного предмета включает разделы: «Основы приготовления пищи», «Оcновы изготовления швейных изделий», «Основы домоводства», «Основы выращивания растений».

Все разделы программы содержат теоретический и практический блоки.

Вариативный компонент охватывает различные виды декоративно-прикладного творчества и направлен главным образом на ознакомление и приобщение учащихся к народному творчеству. Учитель может самостоятельно определить вид творчества (один или несколько) в каждом классе или выбрать сквозную тему с V по IX класс.

Инвариантный компонент в V—VII классах включает следующие разделы: «Обработка древесины», «Обработка металлов», «Ремонтные работы в быту».

Уроки проводятся квалифицированными педагогами, имеющими необходимую подготовку.

Надо больше часов!

Конечно, шить, готовить и мастерить скворечники учат и современных детей, но уроки трудового обучения у современных школьников стали гораздо интереснее, рассказала «АиФ» Наталья, которая работает преподавателем трудового обучения девочек в одной из минских школ уже 5 лет.

- Девочкам больше всего нравится кулинария. Что касается шитья, то эти занятия не всем по душе. Они требуют усидчивости. Девчонки шьют передники, постельное белье. Также учитываются и возможности родителей. Кто-то может купить необходимую ткань, а кто-то - нет: тогда ребенок шьет модель изделия. Есть и другие сложности. В нашей школе недостаточное количество швейных машинок. Да и технику хотелось бы лучшего качества, - говорит Наталья.

Также на уроках трудового обучения  девочки узнают, как организовать рабочий треугольник на кухне, изучают интерьер жилого помещения, деловой этикет, как правильно читать ярлыки на одежде, как замачивать и стирать одежду.

Есть проблемы

Со следующего года учебную программу ждут изменения: уроков труда станет меньше, рассказала собеседник.

- Мне кажется, что одного урока в неделю для детей мало. Сами посудите: некоторые девочки только на уроках труда научились чистить картошку! Я столкнулась с тем, что дети не знают, как посуду мыть! Поэтому эти занятия, несомненно, полезны для детей, - уверена Наталья.

Но уроки трудового обучения, несомненно, проходили бы более эффективно, если бы в общеобразовательных учреждениях была хорошая материально-техническая база. А она есть далеко не везде. К примеру, еще немало школ, где девочки по-прежнему шьют на ножных швейных машинках!

- В нашей школе мальчики работают на станках. А есть школы, где уроки проходят без практической части: ребята почитали, порисовали. И на этом все.

Еще одна проблема - специалисты. Именно специалистов трудового обучения, которые получили бы профильное образование, не хватает. Более того, как рассказала собеседница, мужчин среди учителей-трудовиков в столице так мало, что нередко уроки труда у мальчиков ведут женщины.

Загрузка...
NNN

REDTRAM
Loading...
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Как быть, если стал свидетелем или виновником начинающегося пожара в лесу?
  2. Можно ли ездить за границу не по паспорту, а по ID-карте?
  3. Что гражданам нельзя продавать на рынке?
NNN
REDTRAM
Loading...

Новое на AIF.by