13:23 11/10/2017 Виктория Джухунян 0 916

Ворота Минска. Как менялась Привокзальная площадь в столице

Вместе с экономистом, историком и городским активистом Дмитрием БАЛАШЕМ «АиФ продолжает рассказывать о самых важных исторических объектах столицы.

В 1980-е годы южная сторона Привокзальной площади начала меняться, и не в лучшую сторону.
В 1980-е годы южная сторона Привокзальной площади начала меняться, и не в лучшую сторону. © / Фото из открытых источников

К сожалению, из всех минских площадей за прошедшие пару десятилетий больше всего изменилась, пожалуй, Привокзальная площадь.

Парадный въезд

Современный вид площади сложился в 1948-1956 годах. По задумке архитекторов Привокзальная площадь рассматривалась как единое целое.

Ансамбль кварталов возле вокзала возводился как исторический памятник народу-победителю, народу-строителю творческой группой архитекторов под руководством Бориса Рубаненко (народного архитектора СССР, профессора, действительного члена АХ СССР). В состав группы входили выдающиеся архитекторы советского времени - Л. Голубовский (народный архитектор СССР), А. Корабельников, В. Геращенко, Л. Усова (заслуженный архитектор Беларуси) и другие.

Ансамбль воспринимается как парадный въезд в город со стороны железнодорожного и автобусного вокзалов. Этот эффект восприятия усиливают две великолепные 11-этажные башни, построенные по проекту легендарных ленинградских архитекторов.

На одной башне расположены самые большие в республике часы с диаметром циферблата более 3,5 метра.

До войны в столице функционировало старое здание Виленского вокзала. В 1940 году его реконструировали. Во время Второй мировой Минск был разрушен почти до основания. Здание вокзала также сгорело. Уже в 1946-1949 гг. оно было восстановлено, но с небольшими изменениями.

В 1956 году рядом с основным зданием вокзала был построен пригородный павильон. Сегодня это единственное здание, сохранившееся от послевоенного комплекса до наших дней. В нём ныне размещаются международные кассы. До начала 1960-х годов на месте, где стоял автовокзал «Центральный», находились сквер и водонапорная башня.

Современный вокзал.
Современный вокзал. Фото: Фото из открытых источников

Еще один долгострой

В 1980-е годы южная сторона Привокзальной площади начала меняться, и не в лучшую сторону. Рядом с вокзалом появилась несуразная высотка гостиницы «Экспресс».

Снос самого здания вокзала, а разрушили его в 1991 году, вызвал протесты: строение не было в аварийном состоянии. Более того, буквально за год до сноса там был проведен капитальный ремонт.

В 1992 году был объявлен конкурс на достройку вокзала с учетом имеющейся ситуации. Победил проект архитекторов Виктора Крамаренко и Михаила Виноградова.

Строительство здания началось только в 1995 году и из-за проблем с финансированием растянулось на 6 лет. На строительстве нового вокзала не экономили. Фасады облицованы светло-серым гранитом с испанского месторождения Бранко-Баррокал, стеклянные витражи - французские в немецких алюминиевых переплетах. В конце концов новое здание, стройка которого (наряду с аналогичным долгостроем Дворца Республики) стала одним из символов 1990-х годов, открылось в 2001-м, частично функционируя с конца 2000 года.

Не трогайте наше прошлое!

Сейчас на Привокзальной площади Минска парадная застройка 1950-х годов выглядит инородной на фоне буйства синего стекла, серого полированного гранита и бежевого вентфасада. На месте парадного входа в парковую зону расположилось трамвайное кольцо. Высотное здание факультета международных отношений БГУ заслонило башни «Ворот города».

Посягательство на них продолжается и по сей день.

Старый вокзал был до 1991 года.
Старый вокзал просуществовал до 1991 года. Фото: Фото из открытых источников

- В этих домах-памятниках, которые создавались как предметы искусства и охраняются государством, со стороны улицы Кирова уничтожены все парадные подъезды, - отмечает Дмитрий Балаш. - На их месте появились ларьки, кафе, банки. Но в Минске десятки тысяч домов! Неужели в городе больше нет мест, где можно продавать кофе и колготки?

Каждый такой парадный подъезд, арку важно сохранить.

Историческая часть столицы простирается от Минского горисполкома до парка Челюскинцев. Основной стиль застройки - советский монументальный классицизм, или, как его еще называют в народе, - «сталинский ампир». Это образцы архитектуры, быта, уклада жизни. Если их не сохранить, то будущие поколения, живущие здесь, просто их не увидят. Есть опасность, что для них примером архитектурного искусства станут несостоявшийся отель «Кемпински» или торговый центр «Галерея». И тогда Минск может превратиться в безликий город из стандартных зданий из стекла и бетона…

Загрузка...
NNN

REDTRAM
Loading...
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Чем различаются офисы?
  2. Дают ли белорусские врачи клятву Гиппократа?
  3. Кто «отключит» программу старения?
NNN
REDTRAM
Loading...

Новое на AIF.by