3116

Впереди планеты. Илзе Лиепа - о счастье, таланте и… боли

№ 42 от 13 октября 2015 года 13/10/2015

Где молодая кровь?

- Илзе, как только на телевидении появились программы «Большая опера» и «Большой балет», начались споры: держать ли высокое искусство в «заповеднике» престижных мировых сцен или оно всё же нуждается в продвижении в том числе и при помощи ТВ? Вы на чьей стороне?

- Мне кажется необходимым всё, что способствует популяризации балета. Подчеркну - мы говорим не просто о каком-то виде искусства, а о нашем национальном достоянии. Мы должны всеми силами стремиться к тому, чтобы в области балета по-прежнему быть «впереди планеты всей». Балету надо уделять внимание именно на государственном уровне - хотя бы для того, чтобы юноша или девушка, включив телевизор и попав на нашу передачу, увидели: балет - это молодость, сила, красота. А нам сегодня так нужно, чтобы молодёжь шла в балет!

- А что, мальчики и девочки перестали мечтать о балете?

- К сожалению! Мальчики в балете уже вообще на вес золота. (Горячо.) Когда мальчик приходит поступать в балетную школу, его берут, практически не глядя на его физические данные.

- Почему?

- Падает престиж профессии. Для девочки стать моделью, а для мальчика - актёром и сниматься в рекламе гораздо выгоднее, чем учиться на балетного артиста. Молодые сейчас смотрят на жизнь очень прагматично. Они думают о том, где лучше и быстрее можно заработать, где они быстрее «схватят» славу. А балет… Эту профессию ты, по сути, выбираешь лет в 9. А в этом возрасте угадать, что тебя ждёт впереди, хватит ли тебе таланта стать премьером, практически невозможно. Но тут дело даже не в самих детях, а в том, какие установки в них закладывают взрослые. Знаете, как нас воспитывал наш отец? Он никогда не говорил нам: вы непременно должны стать звёздами. Ему было гораздо важнее, чтобы мы любили профессию. Потому что прекрасно понимал: всё сложится успешно только в том случае, если мы полюбим это дело - такое сложное, где каждый день надо себя преодолевать, где ты постоянно вынужден терпеть боль, где тебя преследуют травмы. Все балетные знают: если у тебя вдруг ничего не болит - это редкий случай! (Смеётся.)

- Удивляешься: жив ли ты?

- Да-да, как в той шутке: если ты проснулся и у тебя ничего не болит, значит, ты умер. Да, балет - это огромнейшее преодоление. Но если ты полюбишь его, значит, ты найдёшь себя, своё место в этой профессии. А если найдёшь своё место, значит, ты будешь счастливым человеком.

ДОСЬЕ

Илзе ЛИЕПА. Родилась в Москве. Отец - знаменитый балетный танцовщик Марис Лиепа, брат - Андрис Лиепа. Окончила в 1981 г. Московское академическое хореографическое училище. Танцевала ведущие партии в Большом театре. Сейчас выступает с сольными программами и концертами.

Вкус созидания

- А мы, кстати, в области балета ещё впереди планеты всей? Ведь, по-моему, китайцы нам и тут на пятки наступают.

- Знаете, смысл балета ведь не в том, кто выше прыгнет или больше сделает фуэте. А в том, насколько одухотворённо это будет исполнено, насколько солист смог раскрыть тот секрет профессии, над которым билось не одно поколение. Этот секрет  нашей исполнительской школы складывался столетиями. Китайцы его пока не раскрыли. Хотя у них есть потрясающий принцип: чем больше оснований у башни, тем больше талантов окажется наверху.

- Балет - это не только красота. Это, как вы сами сказали, ещё и боль, и многочасовые занятия у станка. Эти страдания оправданны?

- Я отвечу вам фразой, которую когда-то сказал нам наш отец: «Ребятки, если вы хоть немножко постараетесь, какая у вас будет интересная жизнь!» Ведь артисту открываются двери, в которые никогда в жизни не сможет даже заглянуть простой смертный.

- Это какие же?

- Вы можете увидеть фотографию моего отца с английской королевой или со знаменитейшим актёром Грегори Пеком. Или фотографию моего брата с принцессой Дианой. Общение с такими людьми доступно артисту в силу его таланта. А потом, когда ты живёшь в творчестве… Это же такое чудо! И это откровение оправдывает годы мучений. Знаете, на этом пути наступает момент, когда ты засыпаешь и думаешь: скорее бы завтра! Потому что ты уже почувствовал вкус созидания.

- В одном из интервью вы процитировали фразу: «По тому, как ведут себя женщины, можно судить о духовном состоянии общества». Глядя на наших женщин, что можно сказать про наше общество?

- Наши женщины - это прежде всего чувство долга. Умение совмещать материнство с успехом в профессии. Внутреннее достоинство. Вера в Бога.

- Ну, в наших женщинах я и так не сомневалась - я про общество… И про отношение в нём к женщине.

- Знаете, я бы не про общество рассуждала, а про воспитание. Причём воспитание самых маленьких. Потому что оценивать взрослых поздно - они уже сформировались. Поэтому я бы всё внимание сейчас сосредоточила на детях. С ними, трёх-, шестилетними, надо работать. И прежде всего прививала бы им культуру - в широком смысле этого слова. Если сердце ребёнка с самого нежного возраста открыто классическому искусству, он вырастет другим человеком. А когда я прихожу в очень дорогой, разрекламированный детский сад, куда одно время ходила моя дочь, и слышу, как трёхлетние дети занимаются гимнастикой под какую-то ревущую музыку, понимаю, что мне уже бессмысленно что-либо объяснять этим педагогам. Их не изменишь. Мне пришлось забрать Надю из этого сада.

Юлия ШИГАРЕВА

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно