Анна Крючкова 0 2036

Растим ораторов. Как раскрепостить детей на публичных выступлениях

Один из главных комплексов юных ораторов - закрепощение. Перед камерой или публикой они часто теряют естественность, от волнения забывают, что хотели сказать. Сергей Здоронков предложил детям несколько техник для решения этих проблем.

Практика - лучшее средство.
Практика - лучшее средство. © / shutterstock.com

«Занятия по актерскому мастерству - это тренировка памяти, фантазии и внутренней свободы. Получив эти навыки, человек будет более уверенно и раскрепощенно чувствовать себя в обществе», - считает Сергей ЗДОРОНКОВ, актер, преподаватель киношколы-студии Андрея Полупанова.

В рамках проекта «ТеДДи - Трибуна для детей»* он провел экспресс-тренинг по актерскому мастерству для его участников, которым вскоре предстоит записать свое видеовыступление и донести до широкой публики свою позицию по проблемам, волнующим молодых людей.

Один из главных комплексов юных ораторов - закрепощение. Перед камерой или публикой они часто теряют естественность, от волнения забывают, что хотели сказать. Сергей Здоронков предложил детям несколько техник для решения этих проблем.

Без комплексов

- Есть очень хорошее упражнение, которое тренирует память, фантазию и раскрепощает. Доброволец отворачивается от других участников, которые в это время принимают какую-нибудь позу и замирают. Затем он должен обернуться и запомнить позу каждого, а потом снова отвернуться. В это время участники делают одно изменение в своей позе. В итоге доброволец должен отгадать, что же изменилось, и вернуть «скульптуру» в исходное положение, а в конце еще дать ёмкое название позе участников. Опыт показывает, что если сначала позы простенькие и «закрытые», то с каждым новым ходом игры они становятся все более открытыми, изощренными, смешными.

Хорошо раскрепощает, учит взаимодействию и такое упражнение: участники загадывают какое-то действие. Как только ведущий подходит к ним, они начинают его показывать. Например, кто-то изображает, что моет окно, кто-то «пишет SMS», друзьям, кто-то «занимается йогой». Ведущий должен догадаться, что делает человек, и присоединиться к нему. Все это - без слов!

Уменьшить стеснительность помогает упражнение «Зеркало». Оно проводится в паре. Один участник должен зеркально повторять движения своего партнера. Или можно поиграть в скульптора: «вылепить» из партнера скульптуру так, чтобы другие могли понять замысел. В паре можно выполнить и еще одно упражнение: внимательно разглядеть партнера, запомнить как можно больше деталей и, отвернувшись, описать внешность друг друга. Выполняя эти упражнения, дети тесно контактируют, что снимает комплексы в общении.

Это игровые формы раскрепощения, поэтому они будут интересны и в обычной жизни - на досуге с друзьями или в семье, - уверен эксперт.

Поиск смысла

- В речи, поведении и в жизни в целом важна осмысленность. Когда мы говорим, главное - не слова, а смыслы. А их можно передать разными способами, - продолжает Сергей Здоронков. - Для этого мы предлагаем детям следующее упражнение: разыграть сценку по собственному сюжету, где все слова заменить одним, совершенно нейтральным, например, «мяч», «снег», «пух» и так далее. Сначала это вводит всех в ступор. Но потом оказывается, что словом «мяч» можно передать удивление, раздражение, испуг и все другие состояния. Просто подключаются эмоции, мимика, тело - начинает работать другой язык.

Смысл нужно искать во всем. Поэтому у актеров принципиально иная методика работы с текстом, чем в школе, где дети учат стихи, запоминая рифмы. Чтобы передать смысл произведения, актеры разбирают его, подчеркивая главные слова. Детям мы предлагаем такое упражнение: описать ситуацию, проблему, которая их волнует, с помощью одних глаголов. Другие участники, услышав их, должны понять, о чем же хотел сказать человек. Поначалу это кажется невозможным, но на практике становится очевидным, что проблему можно описать буквально двумя словами. Более простой вариант - использовать одни существительные.

Когда доходишь до сути, становится понятно, что и как сказать, чтобы донести свой посыл. При этом пропадает страх забыть что-то во время выступления: главное всегда держится в памяти. Поэтому рекомендую делать такие упражнения всем детям, - советует Сергей Здоронков.

Зрительный контакт

О самых частых ошибках выступающих и способах их избежать рассказал «АиФ» тренер по ораторскому мастерству, консультант проекта «ТеДДи - трибуна для детей» Никита СМИРНОВ.

- Самые распространенные ошибки у детей во время выступления на публике - это недостаточное использование жестов, покачивание на сцене, отсутствие зрительного контакта. Этих ошибок можно избежать, если постоянно практиковаться на разных публичных мероприятиях, конференциях, а также дома.

- Многие дети зажаты на публике, и в итоге их выступления получаются монотонными. Можно ли «тренировать» эмоции? Как?

- Зажатость чаще всего возникает потому, что ребенок выступает в незнаком месте, перед незнакомыми людьми. От этого можно избавиться: ходить на тренинги по актерскому мастерству или практиковать упражнения на раскрепощение в своем классе, например. Очень помогают знакомство и общение с новыми людьми. Во время нового знакомства возникают ощущения, похожие на те, что мы испытываем во время выступления перед незнакомой аудиторией. Поэтому чем больше контактов, тем быстрее происходит адаптация.

- Как можно отучить выступающих «экать» между фразами, употреблять повторы?

- Есть очень эффективный способ: заменить «эканье» паузой. Хотите «экнуть»? Нет! Молчите, делайте паузу. Постарайтесь приучить себя к этому. Также необходимо учиться следить за собой. Хороший оратор - тот, кто постоянно отслеживает, анализирует и улучшает свои навыки публичного выступления. От «слов-паразитов» нужно избавляться точно также.

Домашнее задание

- Какие упражнения можно делать дома, чтобы тренировать свои ораторские навыки?

  • Упражнение №1: станьте перед зеркалом и начните рассказывать про свой вчерашний день. Рассказывая, следите за своими жестами: хорошо, когда они плавные, открытые, на уровне груди. Это поможет проанализировать, какие жесты наиболее гармоничны для вас.
  • Упражнение №2: описывайте любой предмет в течение нескольких дней. Например, «сковородка - это круглый предмет для жарки и тушения овощей, покрытый эмалью, с ручкой…» и так далее. Задача - описывать вещь, используя как можно большее количество слов, без «эканья» и повторов. С каждым разом описывать этот предмет будет проще. Затем переходите к следующем объекту. Это упражнение помогает развивать креативность, словарный запас, сделает речь насыщенной, красивой и структурной.
  • Упражнение №3: «Рассказ без буквы». Попробуйте рассказать любую сказку, не употребляя слов с какой-нибудь одной буквой, например, «Красную шапочку» без буквы «т». Если употребили слово с «запрещенной» буквой, начинайте сначала. Это упражнение хорошо подходит для небольшой компании, оно помогает развивать гибкость мышления и словарный запас.
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка


Актуальные вопросы

  1. Нужно ли подавать декларацию, если родственник подарил денег?
  2. Нужно ли платить подоходный налог, если в 2018 году продал офис?
  3. Надо ли подавать налоговую декларацию, если в 2018 году продал квартиру?

Бизнес-форум

REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by