Сергей Милюхин 0 708

Борис Бурда: С авторской песней в моей жизни появились замечательные друзья

Сегодня в нашей редакции – почетный гость фестиваля, знаменитый игрок элитарного клуба «Что? Где? Когда» Борис Оскарович Бурда.[right_article: 18850 {title: Статья по теме}]

Сегодня в нашей редакции  – почетный гость фестиваля, знаменитый игрок элитарного клуба «Что? Где? Когда» Борис Оскарович Бурда.

Сергей Милюхин («Аргументы и Факты в Беларуси»): − Борис Оскарович, надеюсь, Вы знакомы с нашим еженедельником?

Борис Бурда: − Конечно, знаком. Я всегда был его  активным читателем с тех пор, как он появился. Но сейчас многое изменилось вокруг, в первую очередь, сами источники актуальной информации. Проще и удобнее обращаться не к свежей газете, а к всегда свежему Интернету. Но для самой взрослой аудитории, несомненно, важно, что их любимое издание сохранило бумажный вариант.

− Большинство читателей знают Вас как магистра игры «Что? Где? Когда?». Многие знакомы с Вашими кулинарными проектами. Но совсем небольшая аудитория читателей считает Вас бардом – автором и исполнителем своих песен. Расскажите, пожалуйста, как начинались и развивались эти три этапа вашей жизни? 

Б. Б. − Ну, сразу отмечу, что магистром игры «Что? Где? Когда?» я не являюсь − мне хватает моих Хрустальных и прочих Сов.  Ворошилов (автор и ведущий телеигры) тоже пару раз оговаривался, называя меня магистром, но сразу же кто-то из магистров его поправлял, а сейчас и я Вас поправлю.  А если говорить о моих увлечениях, ставших почти профессией, да еще и таких всеобъемлющих, как перечисленные вами, то это дело непростое и обычно действительно имеет какой-то спусковой крючок. Попробую вспомнить их все…

Борис Бурда – автор и исполнитель своих песен.
Борис Бурда – автор и исполнитель своих песен. Фото: Фото из открытых источников

Песни я начал сочинять  еще в своей физматшколе, там без этого было просто нельзя: ничего не пишешь – значит, больной.  Со мной в одном классе учился будущий гроссмейстер международного класса Семён Палатник, так он даже сочинения писал в стихах. В итоге я даже достиг определенной известности, о которой, к счастью, узнал совершенно случайно через много лет: одну мою песенку сурово осудили на партсобрании пивоваренного завода, как пример абсолютно чуждой нам западной пропаганды, занесенной на советскую землю вражьими голосами. Но особого значения своим песенкам я не придавал, чем-то заслуживающим внимания их не считал и почти никому, кроме своих друзей, не показывал.

Все изменилось после 2 апреля 1980 года. В те годы в Одессе почему-то все боролись с «Юмориной», причем так усердно, что любого завклубом, проводящего в этот день любое мероприятие, связанное с юмором, практически наверняка ждало увольнение с волчьим билетом. А вот лекцию по линии общества «Знание» кандидата наук Александра Дулова с темой типа «Роль авторской песни в организации досуга геологов» 1 апреля, оказалось, проводить можно – серьезное мероприятие все-таки.

Так я впервые попал на концерт этого известного барда, и его выступление мне так понравилось, что я пошел и на следующий его концерт, 2 апреля. Он, помимо песен, отвечал на записки из зала, причем очень остроумно… и вдруг прочел записку, после которой я просто не знал, что делать – «А нельзя ли, чтобы после Вас выступил Боря Бурда, он тоже ничего», вот так! Дулов сказал, что это как-то слишком уж по-одесски, но песни Бурды он вчера слышал, ему понравилось и было бы здорово, чтобы он вышел – есть он в зале? Меня, естественно, уже не было – я от ужаса залез под кресло, а мой сосед прикрыл меня полой плаща. 

Концерт пошел своим чередом, а я решил непременно перед ним извиниться за неведомого мне доброжелателя. Зашел за кулисы и стал долго его уговаривать, что не я это писал эту записку, а кто писал, не знаю. Он ответил: «Ну ладно, а как же вас послушать, мне же интересно». – «Да как угодно и где угодно» - ответил я и прямо там, за сценой, пел ему около часа. Он сказал мне: «Злые песни, надо показывать». Я даже не сразу понял. Что он не обругал меня, а похвалил, но уже через 4 дня вышел на сцену тогдашнего одесского фестиваля самодеятельной песни – так тогда на всякий случай называли этот жанр – и за единственную допущенную на сцену песню получил сразу два приза – за лучшую туристскую и лучшую шуточную песню. Особенно запомнился приз за туристскую песню – найденный одесскими туристами в их странствиях какой-то обломок окаменелого дерева весом 11,5 килограмма. Я нес его домой и чувствовал, как тяжело бремя славы.…

А записку, как оказалось, написала моя молоденькая сослуживица, хотела таким образом подшутить надо мной.

Вместе с авторской песней в моей жизни появились замечательные друзья, старшие товарищи, которые меня многому научили. С одними было полезно поговорить, с другими - поспорить, с третьими - помолчать. И все это в итоге помогло мне понять, что этот жанр не мог появиться на пустом месте. Мы все гордились, что Окуджава, Высоцкий, Галич, Визбор, Галич – наши соотечественники.

Без Юрия Кукина, Вероники Долиной, Анэса Зарифьяна, Любы Захарченко, Георгия Васильева, Алексея Иващенко, Михаила Щербакова и еще многих мои песни были бы другими, причем явно хуже.  И жанр был бы хуже, и вообще мир.

Кстати, в этом списке что-то будет не так и без бардов из Беларуси – скажем, без Марка Мермана и Лены Казанцевой в нем уж точно будет зиять за версту заметная дыра. 

Что же до юмористических песен, тут точно был и кумир, и учитель – наша нелепая жизнь. Она в этом плане радикально не изменилась, так что явно вдохновит на написание чего-нибудь еще.

Борис Бурда – игрок интеллектуального элитарного клуба «Что? Где? Когда?».
Борис Бурда – игрок интеллектуального элитарного клуба «Что? Где? Когда?». Фото: Фото из открытых источников

Из-за увлечения авторской песней у меня в жизни и начался период интеллектуальных игр. Я начал заниматься нашим клубом, который пригрело наше одесское Объединение молодежных клубов – первое в СССР, действительно интересное было товарищество единомышленников. И вот меня вызвало к себе наше комсомольское начальство и сказало: «Боря. Вот ты как-то предлагал самим инициировать появление клубов, если есть толковый руководитель и публика, которая этим интересуется. Так мы завели джаз-клуб, кино-клуб, и всем это нравится. Не завести ли еще и клуб «Что? Где? Когда?» точно таким же путем?» – «Вполне может получиться, − ответил я, − лишь бы найти нормального руководителя». – «Ты что, действительно не понимаешь? − сказали мне. – Ты и будешь им руководить». Я был слишком занят в клубе авторской песни и стал жаловаться на то, что практически на каждые выходные выезжаю на новый фестиваль и уже сын стал забывать, как я выгляжу. Тон разговора со мной сразу переменился – «Ты что, не знаешь, как теперь в верхах относятся к авторской песне? Что только что вышло совместное постановление ЦК, Совмина и Совпрофа с очень простым кратким содержанием - все запрещать, а остальное контролировать? Ты сам не видишь, как мы к вам относимся – разрешаем такие мероприятия, которые в других городах прихлопнут на месте? Боюсь, что и нам придется пересмотреть свое отношение к этому подозрительному жанру…».

Я действительно не на шутку перепугался – могли быть немалые неприятности – стал отказываться примерно так: «Телевидение – это одно, а клуб – это другое. Без возможностей телевидения в клубе будет неинтересно». – «Ну, вот и придумай, как сделать интересно» - сказали мне. Я обрадовался самой возможности унести ноги и пошел домой пешком. А пока шел – придумал новую форму такого клуба, которая очень быстро стала популярной, и вокруг него собралось множество толковых людей. Когда в 1990 году телеклуб Ворошилова объявил, что возьмет в игру победителей большого турнира по «Что? Где? Когда?» только по итоговым результатам, мы отыграли так, что попали на ТВ. В первой же телеигре я дал 5 правильных ответов из 6, нужных для победы (рекорд клуба), и Ворошилов назвал меня «живой энциклопедией». Это мне, признаться, не очень понравилось – я не книга, а человек.

Борис Бурда – кулинар.
Борис Бурда – кулинар. Фото: Фото из открытых источников

А кулинария вообще свалилась мне на голову, как кирпич. Зашла в гости одноклассница и сказала: «Боря, я придумала для тебя новую работу. Ты будешь писать статьи по кулинарии».  Я на всякий случай спросил, мерила ли она себе температуру. Она только рассердилась: «Ты ничего не понимаешь. Я читаю популярные иностранные журналы – практически в каждом есть кулинарная рубрика. В СССР это мало где разрешали. А телепередачи вообще запретили – что, мол, народ раздражать, когда продуктов нет? (Кстати, позже узнал у преподавателя факультета журналистики МГУ, что это чистая правда). Зато сейчас это можно, и скоро кулинарные рубрики будут всюду. Поезд уходит – прыгай в вагон, пока есть места!». Я спросил: «А о чем же писать? Я не знаю…» - «Ну совсем недавно ты угощал меня баклажанной икрой и столько интересного о ней рассказывал – просто запиши это!». Я понял, что спорить с ней бесполезно. Сел за компьютер, отстукал примерно 7000 знаков и отдал ей дискету, кстати, в полной уверенности, что ей скажут, чтобы она все это отнесла туда, откуда взяла. А ей ответили, что хотят подобный текст в каждый номер. Дальше – больше, вот уже где-то 800 блюд снял в своей телепередаче, которая шла и в Беларуси, и больше десятка кулинарных книг издал.

С. М. − Вы не впервые приезжаете в Беларусь на «Большую бард-рыбалку». Чем она интересна Вам? Есть ли подобные мероприятия в Украине? Приглашают ли Вас в другие страны? Каково Ваше отношение к современной Беларуси? 

- Да, я уже был у вас на фестивале. Мне понравилось тогда, и я подозреваю, что понравится сейчас. Точка роста любого из жанров часто возникает не в мейнстриме, а именно на его стыках с другими жанрами. Ведь как оно всегда бывает? Появляется жанр. Потом устанавливаются законы жанра. Потом сразу объявляется куча добровольцев блюсти эти законы. А талантливое произведение очень часто потому и талантливо, что в законы оно никак не укладывается. Вот блюстители законов и начинают крутить ему руки и волочь в кутузку, потому что это проще, чем немного подкорректировать законы. А на стыке жанров можно как-то спорить – чей закон нарушен и есть ли он вообще. Возникает синтез уже оперившихся идей и часто оборачивается новой идеей – не такой, как у всех, но очень интересной. Как минимум тем, что не такая, как все. Когда атмосфера праздника смешивается с атмосферой новизны. Полученным воздухом часто бывает легко дышать.

Подобных фестивалей в моей стране я не знаю. Невелика беда – в Беларуси такой фестиваль есть, так мы к вам приедем, соседи все-таки. А мы придумаем что-то новое, свое, мы тоже народ достаточно изобретательный. Зачем повторять уже полученные результаты? Попробуем найти что-нибудь еще…

В другие страны меня приглашают достаточно часто. Что там страны – на другие континенты приходится летать, показывать там что-то интересное. Около года назад, например, у меня было очень приятное выступление в США – я там и песни свои показал, и большую интеллектуальную игру провел, и даже кулинарное шоу с угощением всех желающих едой, приготовленной на месте, продемонстрировал.  Еще одну игру совсем недавно провел в Нью-Йорке, так после нее меня и в Канаду пригласили с такой же программой – почему бы не слетать, я там уже выступал, и публика мне понравилась. А калифорнийский опыт по выступлению в трех разных жанрах мне так пришелся по душе, что я решил непременно повторить его прямо на бард-рыбалке – в этом явно что-то есть.

Что же касается моего отношения к современной Беларуси, пока что оно в основном определяется отношением к моим друзьям из этой страны. А их у меня много, и отношусь я к ним прекрасно. Вот в феврале выступал в Минске, показывал на туристской ярмарке свое кулинарное шоу – по-моему, понравилось и мне, и зрителям. 

−  Какие сюрпризы приготовил Борис Бурда гостям этого фестиваля в этом году?

- Будет очень много всего. И судить конкурс рыболовов-кулинаров буду, и что-нибудь спою, и брэйн-ринг проведу, и массу других конкурсов и интеллектуальных игр приготовлю – участвовать смогут все желающие, приходите и играйте. А вот вопрос о том, какие я приготовил сюрпризы, я сразу отметаю как провокационный. Какие же это сюрпризы, если о них будет объявлено заранее? Нет, это будут настоящие сюрпризы – во всяком случае, я постараюсь, чтобы получилось именно так. Так что все на бард-рыбалку – все сможете увидеть сами!

– Спасибо, Борис! И до встречи на фестивале.

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка


Актуальные вопросы

  1. Нужно ли подавать декларацию, если родственник подарил денег?
  2. Нужно ли платить подоходный налог, если в 2018 году продал офис?
  3. Надо ли подавать налоговую декларацию, если в 2018 году продал квартиру?

Бизнес-форум

REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by