0 1228

«Без стыда нет человека». Пять фильмов и вся жизнь Павла Лунгина

Он утверждает: «Все мои фильмы - о том, как в человеке просыпается душа». И фильмов у него, конечно же, много. Но в тех пяти, что выбрал "АиФ", вся жизнь не только Лунгина, который 12 июля отмечает 70-летие, но и всей страны.

«Такси-блюз».
«Такси-блюз». © / Кадр из фильма

«Такси-блюз», 1990 г.

«Такси-блюз» - это  как раз тот случай, когда от судьбы не убежишь. Лунгин родился в семье кинематографическо-литературной. Папа – Семён Лунгин – написал сценарии к самым известным советским фильмам («Добро пожаловать, или посторонним вход запрещён», «Розыгрыш»). А если бы не переводческий талант мамы,  Лилианны Лунгиной, мы, возможно, не полюбили бы так искренне толстого нелепого человечка с пропеллером за спиной - Карлсона. Потому что сказки Астрид Линдгрен мы все читали именно в переводе Лунгиной. Квартира на Арбате, шумные компании, весь цвет литературы и кинематографа в доме у Лунгиных. Но Павел – старший из сыновей – пытался сопротивляться. И поступил в МГУ, на диковинную в то время специальность «основы структурной и прикладной лингвистики».

Но потом он поймет, что сопротивление бесполезно. И поступит на Высшие курсы режиссёров и сценаристов. Окончит их в 1980-м. Но свой первый фильм снимет только в 1989-м. «Такси-блюз».  С лидером группы «Звуки Му» Петром Мамоновым в роли спившегося музыканта (вся рок-тусовка рыдала и аплодировала). И Петром Зайченко в роли крепко стоящего на земле таксиста. Как признавался Лунгин, в его жизни это был первый сценарий, который он написал не по заказу, а от души, выведя в этом вечно пьяном саксофонисте себя самого. «Блюз» прозвучал – приз в Каннах, номинации на «Золотой глобус» и «Сезар». И ожесточённые споры зрителей в России – пасквиль это или шедевр. Сам Лунгин успех картины объяснял так: «В этом фильме был нащупан один из самых главных конфликтов России — того самого проклятого класса интеллигенции и народа. И это понимание, непонимание, взаимное притяжение и отвращение, два разных языка, на которых они говорят, и невозможность обойтись друг без друга — самое важное».

«Свадьба», 2000 г.

«Свадьба», 2000 г.
«Свадьба», 2000 г. Кадр из фильма

Блестящий актёрский ансамбль – его снова отметили призом Каннского кинофестиваля: Марат Башаров, Андрей Панин, Маша Миронова и Маша Голубкина (о, какая пикантность! Две дочери Андрея Миронова, родная и приёмная, в одном кадре! – радовалась часть публики), Марина Голуб и др. Широкая русская душа, способность на поступки, которые изумляют в том числе и того, кто их совершает.

«Для меня герой Марата Башарова – это такой современный Идиот Достоевского, - говорил Лунгин в интервью «АиФ». – Потому что в этом разгульном мире он берёт на себя чужой грех, женится на девушке с чужим ребёнком. Более того, эта свадьба для него так важна, что ради неё он готов идти в тюрьму. Это же абсолютно христианское житие! Да и герой Андрея Панина, этот пьяница, если бы остался в живых, мог бы закончить свои дни где-нибудь при монастыре. Ведь в России всегда были праведники – люди, которые берут на себя основную боль окружающего мира. Мы, конечно, и такие, и сякие. Но мне кажется, что в последнее время даже этот разгул, который был в «Свадьбе», пытаются заформатировать. Чтобы он приносил барыши. Чтобы люди, гуляя, оставляли свои деньги  где-нибудь в боулинге или супермаркете. А кончался бы разгул покупкой расфасованного пива. Но в таком разгуле людям тесно и душно».

«Олигарх»,  2002 г.

О, вот это был фильм! Во-первых, шикарный Машков верхом на слоне (Гоцмана он тогда сыграть еще не успел, но за «Вора» его уже все успели полюбить). Во-вторых, снят по роману Дубова «Большая пайка», и все прекрасно понимали, что герой Машкова – это сам Борис Березовский. В-третьих, инстаграмма и соцсетей тогда ещё не было, а в мир больших денег всем заглянуть хотелось. Вот Лунгин нас, любопытных, туда и запустил. При том, что сам он и к деньгам, и к прочим благам относится спокойно. Мог бы сытно жить во Франции, куда уехал в 1990-е и где был невероятно популярен, но вернулся – в России лучше. «Я в какой-то момент сам стал страдать и мучиться, - объяснял Лунгин идею «Олигарха». – Мне кажется, что человек не создан для того, чтобы жить только ради денег и успеха. И проводить свою жизнь между деньгами и телевизором. В этом смысле нас всех поджаривают на сковородке. Потому что Россия всегда жила идеями, борьбой духовной, поисками. И вдруг оказаться запертой в клетке успеха, выяснения, лузер ты или не лузер, какой марки у тебя телефон мобильный и т.п. Это ужасно! Людям плохо в этой клетке. Мне, по крайней мере, было плохо».

«Остров», 2006 г.

Этот фильм собрал какое-то невероятное количество призов (шесть «Ник», шесть «Золотых орлов» плюс еще менее значимые киносмотры), 2,5 млн. долл в прокате (внушительная по тем временам сумма), а Мамонов, сыгравший старца Анатолия, приобрёл славу оглушительную.

«Понимаете, добрые чувства – стыда за совершённый когда-то проступок,  сострадания -  в нас не убиты, - говорил Лунгин. – Но они подавлены, потому что воспринимаются как слабость. Но мне кажется, что человека отличает от животного именно чувство стыда и греха. «Остров» - это фильм о том, что человека делает человеком. Что есть Бог и что ты не один на этом свете. И мне бы хотелось, чтобы люди поняли: испытывать чувство стыда не стыдно (уж простите за тавтологию). И плакать не стыдно. И мир не состоит из идущих победным маршем менеджеров Тишинского рынка».

Была в «Острове» сцена – к старцу приносят тяжелобольного мальчика, отец Анатолий ставит его на табуретку и говорит: «Сейчас мы с тобой вместе молиться будем. Мы Боженьку попросим…» И такая боль и пронзительность звучали в интонациях Мамонова, что аж мурашки по коже. Позже церковные иерархи признавались: они знали людей, которые пришли в монашество, посмотрев «остров».

«Царь», 2009 г.

В Каннах фильм приняли достаточно прохладно. А в России вновь вспыхнули споры – прославляет ли Лунгин абсолютизм или развенчивает. Сам же режиссёр говорил так: «Царь» - это вечный вопрос, кто для кого существует на этой земле: государство для человека или человек для государства. Оправдывают ли цели любые средства их достижения? Что первично: совесть и Христос или интересы какой-то системы, в том числе и государственной? Возможно ли оправдать себя, свои поступки какими-то необходимостями служения высшим целям?

Вопросы эти не имеют ответа, как бы ни пытались мы его найти. И совсем не обязательно, если все мы начнем жить по совести, система начнет лучше функционировать. А может, все еще хуже станет? Мне кажется, что власть и хочет выйти из этого противостояния с народом, но при этом находится в параличе пятисотлетней традиции власти. Будто нахлобучили эти огромные боярские медвежьего меха шапки в 2 метра высотой, которые им закрывают и глаза, и уши. Они несут на себе непомерный груз этой власти, слишком большой для человека. И в то же время обижаются, как дети, когда слышат слова недовольства в свой адрес. Им, возможно, хочется перейти на какой-то новый уровень, но народ требует от них всё время силы. Силы, отцовства, поощрения и наказания. Авторитарные режимы тяжелы, но в каком-то смысле они облегчают жизнь народа - потому что тебе как гражданину совсем не надо принимать решения».

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Каковы основные итоги VI Форума регионов Беларуси и России?
  2. Сколько белорусов играют в КВН?
  3. За что могут оштрафовать теннисиста?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by