0 868

Лучшие школьные кадры. Старые и важные фильмы о школе

Перед началом нового учебного года "АиФ" вспомнил отличные советские картины о школе — грустные и веселые, но всегда — с надеждой на лучшее.

Кадр из фильма

1 сентября начинается новый учебный год, и это самое подходящее время, чтобы вспомнить о том, как о школе и школьниках рассказывали советские кинематографисты. Рассказывали по-разному, и школы у них разные — у кого-то очень хорошие, у других — такие, в которые не хочется ходить. Но со сменой эпох в истории страны последних оказывалось чуть больше, чем первых — возможно, потому, что оптимизм сегодня не в почете.

«Доживем до понедельника», 1968

Режиссер: Станислав Ростоцкий

Три дня из жизни обычной московской школы (фильм снимали в настоящей школе в Медведкове). В школу приходит новая учительница, недавняя выпускница (Ирина Печерникова), историю преподает старый и опытный учитель Мельников (Вячеслав Тихонов), у учителей и учеников многочисленные проблемы, в том числе и в личной жизни. Роли в этой картине сыграли молодые дебютанты Ольга Остроумова и Игорь Старыгин, она была одним из хитов советского проката, создатели получили Госпремию, а «Доживем до понедельника» вошла в золотой фонд советского кино. Ростоцкий после снял пронзительные «А зори здесь тихие...» и «Белый Бим Чёрное ухо», а Тихонов через несколько лет навсегда станет самым известным Штирлицем.

«Большая перемена», 1973

Режиссер: Алексей Коренев

У Алексея Коренева самостоятельная режиссерская карьера задалась не сразу. Он был вторым режиссером, работал у Эльдара Рязанова на его комедиях («Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля»), но его дебют, комедию «Черноморочка», разгромила критика, в «Уроке литературы» бдительные цензоры нашли нападки на советскую идеологию (и положили готовую картину на полку), а «Вас вызывает Таймыр» пострадал из-за поэта Александра Галича. «Большая перемена» счастливо избежала каких-либо проблем: фильм был о немного взбалмошном несостоявшемся аспиранте (одна из немногих больших ролей Михаила Кононова), который пошел учителем истории в вечернюю школу для рабочей молодежи и принял проблемы своих учеников близко к сердцу. Сценарий «Большой перемены» на основе собственной повести «Иду к людям» написал (вместе с Кореневым) писатель Георгий Садовников; в фильме собрался звездный актерский ансамбль (Кононов говорил, что это был «весь цвет четырёх поколений актёров») — Евгений Леонов, Ролан Быков, Александр Збруев, Светлана Крючкова, Савелий Крамаров, Валерий Носик, Людмила Касаткина, Лев Дуров, Владимир Басов и многие другие. Конечно, в «Большой перемене» главные герои — не школьники, а взрослые люди, но учиться им все равно нужно.

По кличке Интеллигент. «Большие перемены» в жизни Александра Збруева →

«Ключ без права передачи», 1976

Режиссер: Динара Асанова

Почти вся небольшая фильмография Динары Асановой (она скончалась в 1985 году на 43-м году жизни) — это картины о подростках. Ее полнометражным игровым дебютом стала драма «Не болит голова у дятла» о школьнике, который пытается выделиться из толпы и выйти из тени знаменитого старшего брата, она сняла социальную драму о девочке-подростке «Никудышная», потом разбиралась в тонкостях психологии мальчишек-хулиганов («Пацаны»). «Ключ...» — это фильм об отношениях учителя и ученика, новых подходах к образованию. По сюжету ленты классный руководитель (Елена Проклова) ведет себя со школьниками как с равными, приглашает их к себе домой, а во время прогулок они встречают прямо на улице Беллу Ахмадулину или Булата Окуджаву. Новый директор (Алексей Петренко) в их глазах выглядит солдафоном, но и он способен многому научить более молодых людей.

Дело всей жизни. Кто из детей-актёров добился успеха во взрослом возрасте? →

«Вам и не снилось», 1980

Режиссер: Илья Фрэз

Илья Фрэз один из классиков советского детского кино. В его фильмографии — картины «Первоклассница», дилогия о Ваське Трубачеве и его товарищах, «Приключения жёлтого чемоданчика» и фильмы о взрослении через ответственность «Чудак из пятого «Б» и «Это мы не проходили». Но иногда Фрэз обращался к более взрослым темам — например, подростковой любви. «Вам и не снилось...» — фильм о взрослых, которым не нравятся отношения двух школьников-старшеклассников и которые делают все возможное, чтобы разлучить влюбленную пару. Шекспировские страсти помогли разыграть Елена Соловей, Ирина Мирошниченко, Лидия Федосеева-Шукшина, Альберт Филозов и Татьяна Пельтцер.

«Вам и не снилось...». Как снимали фильм про советских Ромео и Джульетту →

«Приключения Электроника», 1980

Режиссер: Константин Бромберг

С разницей в пять лет вышли два фантастических сериала. Первым были «Приключения Электроника», экранизация произведений Евгения Велистова о мальчике-андроиде, внешность которого была скопирована с обычного советского школьника. А второй стала «Гостья из будущего» Павла Арсенова — тоже экранизация, и тоже целой серии произведений фантаста Кира Булычева о девочке, которая училась в школе сто лет тому вперед. Самой школы в этих фильмах немного: робот и школьница из будущего поражают одноклассников и учителей своими знаниями и умениями и быстро добиваются всеобщей любви. Для прототипа Электроника — шестиклассника Сережи Сыроежкина — это становится трагедией, а вот оппонент Алисы Селезневой — Коля Герасимов — воспринимает происходящее более философски, ведь ему надо спасти свою жизнь от космических пиратов и передать этой Алисе миелофон.

35 лет спустя. Что известно о новых «Приключениях Электроника» →

«Чучело», 1983

Режиссер: Ролан Быков

«Приключения Электроника» и «Гостья из будущего» не слишком обращали внимание на школьные проблемы — находились угрозы пострашнее. Но ситуация с травлей Сыроежкина, затронутая в «Электронике» лишь походя, была полностью разобрана в фильме Ролана Быкова «Чучело». 12-летняя Лена Бессольцева (Кристина Орбакайте) приезжает в провинциальный городок к своему деду (Юрий Никулин) и идет в новую школу. Одноклассники издеваются над ней, она становится изгоем, учителя занимают позицию стороннего наблюдателя — все это вызвало в то время широчайшую дискуссию в обществе, а на показ «Чучела» в обязательном порядке водили школьников. Фильм был снят по одноименной повести Владимира Железникова; в нулевые Андрей Прошкин экранизировал продолжение этой истории «Чучело 2» — его фильм «Игры мотыльков», герой которого прямо из школы попадает в тюрьму, оказался еще более страшным, но у зрителей были в ходу совсем другие страшилки.

На оголённом нерве. Почему Ролан Быков не сыграл Пушкина? →

Кадр из фильма «Чучело»
Кадр из фильма «Чучело»

«Приключения Петрова и Васечкина», 1983

Режиссер: Владимир Алеников

Этот четырехсерийный альманах, объединенный главными героями — недохулиганами-двоечниками Петровым и Васечкиным и отличницей Машей, — стал авторским проектом и самой известной картиной плодовитого режиссера, сценариста, продюсера и писателя Владимира Аленикова. Персонажей он придумал еще в 70-е, до воплощения их на экране дело дошло в середине 80-х — и, что удивительно, Петров и Васечкин сумели не потеряться на фоне всякого рода Электроников и Алис Селезневых. Этот фильм (вернее, два двухсерийных фильма) — действительно о школьниках и школе (ну и о пионерском лагере), но о таких, которых в реальной жизни быть, пожалуй, не могло. Еще более удивительно, что «Петров и Васечкин» появились за полтора десятка лет до Хогвартса и Гарри Поттера — магии в советском фильме, конечно, не так много, Темных Лордов нет (как и прочих злодеев), но определенное волшебство присутствует.

Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка в 2018 году


Актуальные вопросы

  1. Какой алкоголь хуже всего влияет на кожу лица?
  2. Каков срок исковой давности в случае врачебной ошибки?
  3. Почему работали по-разному, а пенсии - одинаковые?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by