4834

На реальных событиях. Семь фактов о фильме «Вокзал для двоих»

 

Один из известнейших фильмов режиссера Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих», в котором главные роли блистательно исполнили Олег Басилашвили и Людмила Гурченко, вышел на экраны ровно 33 года назад.

Картина сразу получила одобрительные отзывы кинокритиков и зрителей, став классикой отечественного кинематографа.

SPB.AIF.RU собрал интересные факты о фильме, который снимали в двух столицах страны. 

Реальная история

У выходящих сегодня на экраны голливудских хитов в начальных титрах подчеркивается, что картина основана на какой-либо истории, произошедшей в реальности. Создатели «Вокзала для двоих» афишировать тот факт, что сценарий основан на реальных событиях, не стали, а между тем в фильм включили сразу два эпизода из жизни.

Идею для киноленты подкинул автор множества бессмертных мелодий Микаэл Таривердиев. Именно он попал в своё время в ситуацию, аналогичную неприятности, в которой оказался герой Басилашвили – пианист Платон Рябинин. Композитор был в серьезных отношениях с одной из актрис. Они вместе ехали в автомобиле, а Таривердиев уступил ей водительское место. Этот заезд закончился смертельным ДТП – погиб пешеход. Композитор решил взять вину на себя. Судебное разбирательство продлилось два года – Таривердиева в итоге амнистировали. Отношения же с этой актрисой у музыканта развалились.

Второе происшествие, оказавшееся в тексте сценария «Вокзала для двоих», произошло в 1953 году. Поэт Ярослав Смеляков, являющийся автором стихотворения «Хорошая девочка Лида», звучавшем в комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения «Шурика», отбывал срок в лагере. Там он решил зайти к своим знакомым – сценаристам Валерию Фриду и Юлию Дунскому. Они находились на поселении неподалеку. Бурное застолье привело к тому, что наутро компания проспала время подъема. Фриду и Дунскому пришлось тащить ослабевшего за время пути товарища на себе до самых ворот лагеря, иначе опоздавшему Смелякову пришлось бы отбывать суровое наказание.

Жизненная трагедия, которую переживает герой Басилашвили, произошла в реальной жизни.
Жизненная трагедия, которую переживает герой Басилашвили, произошла в реальной жизни. Фото: www.globallookpress.com

 

Столицы как провинция

Действие «Вокзала для двоих» происходит в городе Заступинске – в реальности его никогда не существовало. Именно там главный герой отстает от своего поезда после разборок в местном ресторане. «Чтоб я ел вот это? Это уже один раз ели!» - одна из нескольких ставших крылатыми фраз, прозвучавшая во время той ссоры.

Удивительно, но провинциальный городок Рязанов сумел снять в двух столицах. Ряд сцен готовили на Витебском вокзале в Ленинграде. Кадры же с прибытием и отправлением поездов сделали на Рижском вокзале в Москве. Он тупиковый, хотя по сюжету через Заступинск составы следуют транзитом.

Ряд сцен на перроне, а также проход главной героини по мосту, снимали на станции «Лосиноостровская» Ярославского направления МЖД. Здесь Рязанов ранее делал несколько сцен для «Служебного романа». Кадры улицы запечатлены режиссером в ленинградских переулках. Само же здание заступинского вокзала сняли в Москве.

Сцена на Витебском вокзале в Ленинграде.
Сцена на Витебском вокзале в Ленинграде. Фото: Кадр из фильма

 

Финал трилогии

Эльдар Рязанов называл «Вокзал для двоих» своим третьим фильмом о любви. Режиссер подчеркивал, что после его выхода на экран замкнулась трилогия, в которую входят «Ирония судьбы» и «Служебный роман». Он считал, что сценарий к «Вокзалу», написанный им в соавторстве с Эмилем Брагинским, рассказывал о том же, что и в прежних работах: как в стремительной, быстротекущей жизни два прекрасных, но не очень везучих человека находят друг друга.

Стоит отметить, что ещё начиная с кинофильма «Берегись автомобиля» Рязанова и Брагинский хотели нащупать поджанр отечественной комедии. Сами они его условно называли «смешные невесёлые истории».

Роль Михалкова была небольшой, но весьма запоминающейся.
Роль Михалкова была небольшой, но весьма запоминающейся. Фото: www.globallookpress.com

 

Зимний поцелуй

Первый же съемочный день «Вокзала для двоих» начинался со сцены, в которой герои Олега Басилашвили и Людмилы Гурченко должны целоваться. Исполнитель роли Платона Рябинина, славящийся стеснительностью, уговаривал Рязанова сцену убрать. Басилашвили был и вовсе готов отказаться от участия в киноленте. Ту ситуацию спасла Людмила Гурченко, которая, согласно одной из версий, переписала диалог и этим помогла коллеге.

Людмила Марковна с особой теплотой относилась к своему партнеру по фильму. В одном из последних интервью она вспоминала: «Сначала я даже не знала, как его отчество. Первый кадр — зима, финал картины, мы где-то в Люберцах, холод, ужас, 28 градусов. Обоим хочется в уборную. А это ж поле голое, гора. Он с одной стороны пописал, я с другой. А к концу картины это был родной человек».

Басилашвили и Гурченко составили прекрасный актерский тандем.
Басилашвили и Гурченко составили прекрасный актерский тандем. Фото: www.globallookpress.com

 

Роль Рязанова

Эльдар Рязанов, как и во многих своих фильмах, в «Вокзале для двоих» исполнил небольшую роль заместителя начальника вокзала, к которому на перроне обращается отставший от поезда герой Басилашвили.

Именно персонаж режиссера произносит фразу: «Железная дорога – это точность, комфорт и чистота». Также он признается, что никогда не ест на вокзальном ресторане: «Я, знаете ли, предпочитаю кушать дома — у меня жена хорошо готовит. А рестораны – это совсем другое ведомство».

Рязанов в своей картине призывает героя Басилашвили не ходить по ресторанам.
Рязанов в своей картине призывает героя Басилашвили не ходить по ресторанам. Фото: Кадр из фильма

 

Разбитые коленки Гурченко

Басилашвили после съемок вспоминал, что сцены в колонии были одними из самых трудных. Дело в том, что заключенных раздражало, что он, сытый артист, изображает одного из них. Зэки даже попытались однажды ударить по ногам актера. Бывало, что Олег Валерианович проводил в колонии по 12 часов в день

«Съёмки проходили в солнечные, морозные февральские дни, когда градусник показывал -30 градусов. И артистам пришлось не столько играть, сколько пробежать и пережить то, что предстояло пробежать и пережить их персонажам. Они спотыкались, падали, вставали, снова валились, ползли по снежной дороге, по-настоящему изнемогали от усталости. У Гурченко после этих съёмок были вдрызг разбиты обе коленки», - вспоминал впоследствии Эльдар Рязанов.

Для актеров сцены в мороз стали одними из самых сложных.
Для актеров сцены в мороз стали одними из самых сложных. Фото: www.globallookpress.com

 

Награды

«Вокзал для двоих» участвовал в основном конкурсе Каннского кинофестиваля. Показ ленты в Каннах пришёлся на разгар шпионского скандала между Францией и СССР. Людмила Гурченко вспоминала, что на просмотре «Вокзала» они сидели, будто прокажённые, - все места рядом с ними были пустыми. Никто не хотел садиться с «проклятыми советскими».

Картина получила ряд призов и по опросу журнала «Советский экран» была признана лучшим фильмом года.

Людмила Гурченко сразу после выхода «Вокзала для двоих», получила звание народной артистки СССР.

Гурченко получила звание народной артистки СССР в год выхода киноленты.
Гурченко получила звание народной артистки СССР в год выхода киноленты. Фото: www.globallookpress.com

 

Денис ДАНИЛОВ

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно