Игорь Карев 0 592

Настоящий «шестидесятник». Чем запомнился режиссер Марлен Хуциев

На 94-м году жизни скончался советский и российский режиссер, народный артист СССР Марлен Хуциев.

Марлен Хуциев был госпитализирован в самом конце 2018-го вместе с женой Ириной Соловьевой. Она скончалась в начале января; он пролежал в больнице до февраля, был выписан, но через некоторое время врачи снова положили его на обследование — подозревали инфаркт, но позже эти сведения были опровергнуты. И вот во вторник, 19 марта, в Союзе кинематографистов РФ сообщили, что Хуциев скончался. Причины смерти пока не называются. Представитель СК рассказал ТАСС, что прощание с режиссером состоится, скорее всего, в Доме кино. Время и место похорон будут названы позже.

Марлен Хуциев — один из самых известных режиссеров СССР и России и один из тех, кто стал символом хрущевской «оттепели». Он родился в 1925 году в Тбилиси; его отец был комиссаром в Гражданскую войну, потом работал заместителем наркома внутренней и внешней торговли СССР и был репрессирован в 1937-м по страшной 58-й статье — за «контрреволюцию». Его семья уцелела, но школу Марлен оканчивал уже в Тбилиси, куда уехал с матерью из Москвы.

После школы он пытался поступить в Тбилисскую академию художеств, но не прошел конкурс, работал на Тбилисской киностудии, а в 1945-м поступил во ВГИК на режиссерский факультет. Его однокурсниками были Александр Алов и Владимир Наумов, Сергей Параджанов, Юрий Озеров, актер Алексей Коренев. В 1950-м Хуциев окончил институт (мастерская режиссера Игоря Савченко), работал на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького, потом перешел на Одесскую киностудию, в конце 50-х снова вернулся на киностудию имени Горького.

Именно к этому времени и относятся две знаковые работы Марлена Хуциева, сделавшие ему имя. Начинал он, правда, в период сталинского малокартинья и был на студии Горького всего лишь ассистентом по дубляжу, да и его дебют в кино сложно назвать авторским — в 1955-м Борис Барнет взял его ассистентом в кинокомедию «Ляна». А потом случилась «Весна на Заречной улице».

Эту мелодраму о непростых отношениях учительницы вечерней школы и сталевара крупного металлургического комбината Хуциев делал в Одессе вместе со своим однокурсником Феликсом Миронером, оператором был Петр Тодоровский, а главные роли в картине сыграли Нина Иванова и Николай Рыбников. Картина стала самой популярной отечественной лентой в советском прокате 1956 года, его посмотрело более 30 млн человек, а в следующем году она была отмечена медалью Московского фестиваля молодёжи и студентов.

После успеха «Весны...» Хуциев уже самостоятельно снимает мелодраму «Два Федора» с Василием Шукшиным в роли фронтовика, который после возвращения с войны усыновил беспризорника. А в начале 60-х он делает программную киноповесть «Застава Ильича».

Картина была вдохновлена XX съездом КПСС и развенчанием культа Сталина, она стала одним из символом «оттепели» и одной из немногих работ сценариста Геннадия Шпаликова. Но работу Хуциева ждала трудная судьба. Причем поначалу все было хорошо — в судьбе фильма принимала участие министр культуры Фурцева, его приняли на киностудии. А потом последовала разгромная критика Хрущева — и фильм отправился на переделку, которая заняла два года.

«Поправок в фильме было много. Я уже устал что-то доказывать, переснимать. Ведь я не делал заплатки, а переснимал заново целые сцены», — рассказывал режиссер.

Фильм все-таки вышел — в 1965 году, под названием «Мне двадцать лет». И даже в таком виде стал заметным культурным явлением, хотя хитом проката и не стал (его посмотрели «всего» 9 млн зрителей). Но премию «Золотая пластина» на Римском кинофестивале картина получила, а сцена поэтического вечера в Политехническом музее, на котором выступали Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Римма Казакова, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина и пел Булат Окуджава сразу стала знаменитой. 

Позже, уже в перестройку, Хуциев соберет первую версию фильма и перевыпустит «Заставу Ильича» так, как задумывал в начале 1960-х.

Вообще у Хуциева очень небольшая фильмография — ему не запрещали снимать, но он словно не торопился. Выпустил «Июльский дождь» и «Был месяц май», доделал с Элемом Климовым последнюю работу Михаила Ромма, документальный фильм «И всё-таки я верю...».

Его поглощала организационная работа. Более двадцати лет он был секретарем правления СК СССР, в конце 80-х был выбран президентом Гильдии кинорежиссёров России. В 2008-м стал главным героем скандала в Союзе кинематографистов России, когда съезд пытался сместить Никиту Михалкова — попытка не удалась, но лишь благодаря вмешательству надзорных органов. Сами кинематографисты, судя по всему, были не против того, чтобы ими руководил Хуциев.

«Не очень люблю это определение — „шестидесятники“. Притом что дух времени мне дорог. Но под этим словом подразумевается социальная активность. Я не интересовался „злобой дня“, хотя кому-то так казалось. <...> Конечно, ощущаю себя человеком поколения. Созревание мое — не только возрастное, но мировоззренческое — пришлось на военные годы. В войне принять участие не пришлось. Но на всю жизнь осталось чувство долга перед павшими», — признавался Хуциев в одном интервью.

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка в 2020 году

Актуальные вопросы

  1. Откуда появилось правило «пропусти помеху справа»?
  2. Нужно ли покрывать машину воском после мойки?
  3. Можно ли вернуть билет на концерт?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by