Ольга Шаблинская 0 4148

«Смоктуновский в юбке». Почему Рязанов Ольгу Волкову не любил

Ей всегда хотелось воплощать на экране серьезных героинь. Эта мечта сбылась разве что в театре. А вот в кино — не очень.

Ольга Волкова в фильме «Небеса обетованные», 1991 г.
Ольга Волкова в фильме «Небеса обетованные», 1991 г. © / Кадр из фильма

Ольга Волкова (в девичестве Политова) родилась 15 апреля 1939 года в Ленинграде в потомственной актерской семье. Дед — Иван Вольский — был знаменитым актером, одним из основателей двух петербургских театров: «Кривой Джимми» и «Старый водевиль». Отец Владимир Львович Политов и мать Ксения Ивановна Вольская тоже всю жизнь посвятили актерскому мастерству.

По признанию Волковой, она родилась «актрисой-буфф» и именно эту сторону ее актерского дарования эксплуатировали режиссёры. Но со временем гротескные роли ей порядком надоели. Хотелось воплощать на экране совсем других героинь. Эта мечта сбылась разве что в театре. А вот в кино — нет. Разнообразием образов в своей фильмографии Волкова похвастаться не может: «Мое лирическое начало осталось, к сожалению, невостребованным». Более того, играть порой приходилось в «паршивых», как выражается артистка, лентах, вытягивать плохие сценарии, «мертвые, дурные эпизоды наполнять человеческим содержанием». Волковой очень хотелось отказаться от таких предложений, но это значило бы остаться совсем без работы. А в кинематографе так: если надолго выпадаешь из «актёрской обоймы», тебя быстро забывают.

Ольга Волкова в фильме «Летучая мышь», 1978 г.
Ольга Волкова в фильме «Летучая мышь», 1978 г. Кадр из фильма

«Не могу сказать, что в актерском плане мне сильно повезло, — сетовала в интервью Ольга Владимировна. — Но в то время, как других прославленных артистов не снимают вообще, радует, что ты работаешь, когда другие не работают».

Самый значимый режиссёр в жизни Волковой — Эльдар Рязанов. Хотя, по утверждению самой артистки, Рязанов её не любил. Потому что она всё время пыталась дополнить характер или внешность своей героини такими чертами, которых режиссёр изначально не предусматривал. У знаменитого мастера актриса сыграла в 6 картинах: это официантка Виолетта в «Вокзале для двоих», модистка в «Жестоком романсе», Евгения Даниловна Сурова в «Забытой мелодии для флейты», бомжиха Катя Иванова в «Небесах обетованных», врач-окулист в картине «Привет, дуралеи!», следователь Варвара Петровна Муромова в «Тихих омутах».

С Рязановым Ольга Волкова познакомилась абсолютно случайно. Режиссёр пришёл с другом и режиссёром Эмилем Брагинским в Ленинградский театр комедии на премьеру спектакля «Сослуживцы». Именно на основе этой постановки, кстати, позже и была снята комедия «Служебный роман». Волкова в спектакле играла Мымру. Рязанов после премьеры засыпал актрису комплиментами и даже назвал «Смоктуновским в юбке». Дав обещание снять Волкову в ближайшем своём фильме, Рязанов пропал на 10 лет. К тому моменту Ольга Волкова уже служила в знаменитом БДТ. И вот в один прекрасный день Эльдар Рязанов приехал туда поговорить с легендарным режиссёром Товстоноговым о том, чтобы он отпустил Олега Басилашвили на съемки. Увидев Волкову в коридоре, Рязанов с восторгом признался ей в любви и назвал «замечательной актрисой». Басилашвили парировал: «Если замечательная, что же ты ей роль не предложишь?» Режиссёр сказал, что сейчас нет у него такой картины, где нашлась бы роль для Волковой. Через два дня мастер позвонил и предложил Ольге играть официантку Виолетту в «Вокзале для двоих», главные роли в котором исполняли Олег Басилашвили и Людмила Гурченко.

Ольга Волкова и Людмила Гурченко в фильме «Вокзал для двоих», 1982 г.
Ольга Волкова и Людмила Гурченко в фильме «Вокзал для двоих», 1982 г.  Кадр из фильма

«Так началась сумасшедшая история моих отношений с Эльдаром Александровичем, — рассказывала в одном из интервью артистка. — У меня патологическое отсутствие боязни начальства. Это опасное качество. Оно не прощается и часто бывает наказуемо. Можно серьёзно нарваться. Эльдар Рязанов имел жёсткую точку зрения, спорить с ним боялись. А из меня просто перло. У меня возникало гигантское количество нюансов. Я человек бунтующий и ненавижу вранье». На съемках «Вокзала для двоих» художники по костюмам нарядили Виолетту очень богато, Волкова же взбунтовалась: «Героиню надо одевать по зарплате». Ругалась до хрипоты. Чтобы сыграть Виолетту достоверно, артистка начала подсматривать за официантками в разных точках ленинградского общепита. И однажды ей повезло: в буфете на Витебском вокзале она увидела женщину с блюдом. «На этом блюде она буквально несла себя, — вспоминала в интервью актриса. — Спрашиваю: „Кто это?“ „Это наша артистка, — объяснили мне. — Не поступила в театральный“».

Когда пришла очередь сыграть модистку в «Жестоком романсе», Волкова попросила Рязанова «сделать ее француженкой». Для того чтобы говорить с акцентом и с французским прононсом произнести вместо «дядя» «дьядья» и «ружо» вместо «ружье», актриса отыскала настоящую француженку в Ленинграде и просила ее наговаривать фразы на магнитофон. «К счастью, француженка коллекционировала детские книги», — рассказывала Волкова. Именно детской литературой актриса и расплачивалась за труд француженки. «Я рассталась с лучшими книгами, — вспоминала актриса. — И всё для того, чтобы быть безупречно подлинной. Правдивость образа для меня — самое главное в жизни. За это я готова на всё. А иначе зритель не поверит».

Ольга Волкова в фильме «Жестокий романс», 1984 г.
Ольга Волкова в фильме «Жестокий романс», 1984 г.  Кадр из фильма

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка


Актуальные вопросы

  1. Когда появится в магазинах алкоголь, после которого не бывает похмелья?
  2. Остались ли колясочные помещения в многоквартирных домах?
  3. Какие новые виды спорта могут попасть в программу Олимпиады?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by