Более того, если набрать в поисковой системе запрос «Трындычиха», в первых рядах фото и видео вылезут кадры экспрессивного танца Михаила Пуговкина «втустепь». А ведь он исполняет его вовсе не с Трындычихой, а с Гапусей! Что интересно, именно на эту роль режиссер Андрей Тутышкин приглашал Эмилию Трейвас. Но «наверху» решили, что Гапусей должна стать Зоя Федорова, у которой к тому времени было уже полсотни киноролей.
Добавил масла в огонь монолог Гапуси перед дедом Нечипором (Евгений Лебедев): «Трындычиха, когда в сердцах, бог знает что натворить может, потому что у Трындычихи характер такой, что если Трындычиху зацепить, то Трындычиха такое отмочит, что с Трындычихой сладу не будет, а раз Трындычиха…»
Как справедливо заметил дед Нечипор, понять из этого невозможно ничего. И может даже показаться, что героиня говорит о себе. В третьем лице. Хотя Гапуся и предваряет монолог словами: «Идем скорей к Трындычихе…»
Словом, так случилось, что Федорова с каждой удачной лентой добавляла себе популярности и любви зрителей, а Эмилия Трейвас, сыгравшая Трындычиху, так и осталась в тени…
Наутро должна была проснуться знаменитой
По правде сказать, такого ошеломительного успеха «Свадьбы в Малиновке» (в год выхода картины на экраны ее посмотрели 74,6 млн зрителей Советского Союза) никто не ожидал. Тем более никто не мог предсказать, что комедия проживет более полувека и будет по-прежнему любима.
Парадокс, но и самого фильма в принципе могло не быть. Ни один режиссер киевской студии им. Довженко не хотел браться за «Свадьбу...». Комедия о гражданской войне? По оперетте? С таким странным сюжетом? Спасать ситуацию взялся «Ленфильм». На натуру поехали в украинские села. Местные жители стали актерами массовки. Пели профессиональные солисты, плясали артисты молдавского ансамбля. И даже Пуговкину пришлось долго репетировать заковыристые «па» своего танца, чтобы получилось так залихватски…
Цитаты из «Свадьбы...» моментально разлетелись по стране: «И шо я в тебя такой влюбленный?», «Кони пьяны, хлопцы запряжены», «Трубка 15, прицел 120, бац, бац… и мимо!», «А ну сочини для меня что-нибудь такое… Чтобы душа сначала развернулась, а потом обратно завернулась!»
Имя Трындычихи стало просто нарицательным. И исполнительница роли Эмилия Трейвас — по всем законам кино — должна была наутро после премьеры проснуться звездой. Но в комедии, где всего-то полтора десятка основных героев, едва ли не каждый персонаж получился ярким. Конкуренция оказалась слишком высока.
С Мариной Ладыниной дружила до конца жизни
А ведь это была уже не первая роль Эмилии Трейвас. Дебют случился еще в 1941 году, в разгар войны. Да в каком фильме!
Сам Иван Пырьев пригласил ее в музыкальную комедию «Свинарка и пастух» на роль подруги главной героини Глаши (Марина Ладынина). Но вскоре началась война. Артисты были уверены, что о картине теперь никто не вспомнит. Тем более Пырьев ушел на фронт добровольцем. Владимир Зельдин получил направление в танковое училище. Однако недели через три руководитель Комитета по делам кинематографии Иван Большаков приказал всех артистов вернуть, съемки продолжить. И уже 7 ноября 1941 года состоялась премьера фильма.
Имени актрисы Трейвас в титрах нет. На съемках комедии «Свинарка и пастух» 23-летняя Эмилия получила гораздо больше: бесценный опыт работы с крепким режиссером (за плечами Пырьева были уже «Трактористы» и «Богатая невеста»). И дружбу с Мариной Ладыниной — на всю жизнь.

Воевала, имела награды
Своего «Пырьева», в отличие от звездной подруги, Эмилия не встретила. А первый раз Трейвас вышла замуж студенткой театрально-музыкального училища. Окончила его с отличием в 1941 году. И уже 8 июля ушла добровольцем в ополчение. Вместе с мужем. Он погиб. Она же служила в агитбригаде Сибирского военного округа под руководством Николая Черкасова. Воевала. Была награждена медалями. А в 1943 году ее приняли в труппу Центрального театра транспорта (позже — театр им. Гоголя), где Трейвас играла комедийно-характерные роли. Пока не ушла в «Москонцерт».
К тому времени она уже во второй раз вышла замуж: за коллегу Владимира Мамонтова. Вместе они ставили отрывки из спектаклей, делали юмористические зарисовки. Много гастролировали. А в Москве довольно долго скитались по углам, не имея собственного жилья: Владимир был разведен, в первой семье росли две дочери…
Позже в маленькой комнате, которую супруги получили на улице Казакова, им все время приходилось перешагивать через какую-то трубу. И только спустя годы они смогли купить кооперативную «двушку» в Каретном ряду.
И неожиданно ушла в 63 года
15 лет в Театре транспорта, 24 (до самой смерти) — в «Москонцерте». И 19 фильмов, среди которых — несколько короткометражек. Вот и вся творческая биография актрисы Трейвас.
Почти два десятка лет она ждала работы в кино после эпизода в картине «Свинарка и пастух». В 1960 году сыграла повариху в комедии «Девичья весна». Потом еще десяток ролей. И только через семь лет после поварихи судьба подарила ей веселую толстушку Трындычиху. Чтобы уже наконец все пошло иначе.
Не пошло. Буфетчица в фильме «Семь стариков и одна девушка». Потерпевшая в трамвае в картине «Золотой теленок». Еще какие-то соседки, тетушки…
Было очевидно, что комедия — ее жанр, она в нем как рыба в воде. Почему же кинокарьера Трейвас продлилась всего 10 лет («Свинарка и пастух» — не в счет)? И получилась не столь удачной, как могла бы?..
Эмилия Моисеевна была мудрой, доброй, гостеприимной. И… необычайно скромной. Немногие коллеги знали, что актриса воевала. А уж о том, чтобы она заявила о себе где-то или напросилась на роль, не могло быть и речи. Говорят, когда Людмила Зыкина предложила ей помочь получить звание, Трейвас отказалась напрочь: «Все должно быть естественно».
Но кажется совсем неестественным, что последняя работа в кино у замечательной комедийной актрисы случилась в 1970 году. Потом 12 лет она сидела без ролей. И неожиданно ушла в 63 года…
Трагедия интеллигентной красавицы. Нелегкая судьба Натальи Даниловой
Странная роль. Знаменитые артисты, не справившиеся с психическими недугами
До и после роли Марты. «Долгая дорога в дюнах» Лилиты Озолини
«Помогите Миледи!». Почему собирают деньги для Маргариты Тереховой?
«Не нервируй меня!». Судьба актера Репнина, навсегда оставшегося Мулей
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть