www.aif.by 0 496

Андрей БОРЕЙКО: «Конкретной академической школы сегодня нет. Есть педагоги»

Состав оркестра, созданного в 2011 г. Институтом Адама Мицкевича, периодически меняется, и сегодня в него входят три белорусских музыканта. «АиФ» просто не мог не спросить у Андрея БОРЕЙКО, как ему работается с нашими соотечественниками.

В оркестре 103 одаренных музыканта из 7 стран.
В оркестре 103 одаренных музыканта из 7 стран. © / АиФ

Сегодня перед молодыми талантами, которые хотят расти профессионально, открыты многие двери. Было бы желание.

Немало музыкантов в свое время прошли «крещение» в молодежных оркестрах, в которых имели возможность расширять творческие горизонты и совершенствовать мастерство под руководством величайших профессионалов и выступать на самых известных сценах. Дирижер с мировым именем Андрей Борейко, который в нынешнем году руководит уникальным коллективом I, Culture Orchestra, состоящим из 103 одаренных музыкантов из Польши и стран Восточного партнерства - Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы, Украины - прекрасно знает, насколько важна для молодежи именно такая проба сил.

Состав оркестра, созданного в 2011 г. Институтом Адама Мицкевича, периодически меняется, и сегодня в него входят три белорусских музыканта. «АиФ» просто не мог не спросить у Андрея БОРЕЙКО, как ему работается с нашими соотечественниками.

- Белорусы достойно выглядят на уровне оркестра, ваша страна вполне может ими гордиться, - отметил дирижер. - Я очень доволен подготовкой Дмитрия Гарона - он играет на кларнете. Это один из лучших музыкантов нашего коллектива. Бесспорно, в числе лучших и трубач Михаил Бачило: насколько я понимаю, он уже не в первый раз выступает в составе I, Culture Orchestra. (Задумывается, листая записную книжку.) Вообще, белорусов немного. Например, еще на тубе играет Карен Саакян. Как я заметил, к нему в труппе относятся с большой симпатией, он со многими дружен, а это немаловажно. Ведь, когда незнакомые люди собираются на какое-то время вместе, чтобы поработать, именно здоровое, дружеское общение формирует благоприятный микроклимат в коллективе.

Все трое ребят из Беларуси - духовики, следовательно, можно сделать вывод, что подготовка инструменталистов этой специализации в вашей стране очень хорошая.

- Вы как-то признались, что любите работать с молодежью, из которой можно «лепить» профессионалов… В то же время мне часто приходилось быть свидетелем откровений мэтров о том, что молодежь сегодня не готова к получению глубинных знаний, к проработке образов. Все поверхностно. Технично, но без души…

- Я много работаю в разных странах и однозначно утверждать, что, мол, все именно так, конечно, не могу. Тем не менее, достаточно часто молодые музыканты не понимают, что главное для развития творческой личности, и занимаются не тем. А чем надо заниматься? Читать книги, ходить в театры, а также в музеи, изучать картины, читать объяснения к ним, а не сидеть, уткнувшись в телефон.

Душа, безусловно, есть у всех, но она вместе с нами растет и развивается, а мы должны заниматься тем, чтобы душа становилась богаче, интереснее. Если перестанем это делать, она не будет в нашей профессии нам помогать. Действительно, техника сегодня - едва ли не главный показатель мастерства. Многие музыканты считают, что, если они умеют играть чисто, быстро и громко, этого достаточно. Но хуже, что многие слушатели тоже так считают, выбрав себе кумира из их числа. Когда же заходит вопрос о глубине интерпретации, оказывается, что сказать-то этому человеку и нечего. Это не только его личная беда. Видимо, в семье не читали книг, не посещали выставок. Дети все повторяют за родителями, и если папа, когда с экрана звучит классика, переключается на другой канал, а мама не читает книг, а только листает глянцевые журналы, то чего можно требовать от детей?

Дирижер Андрей Борейко.
Дирижер Андрей Борейко. Фото: АиФ

Границы открыты

- Правда ли, что консерваторское образование, заложенное в СССР, до сих пор считается одним из лучших в мире? Должно ли преподавание академической музыки оставаться консервативным, незыблемым или перемен, как в любой сфере, не избежать?

- Сегодня сложно говорить о какой-то конкретной школе, потому что границы открыты и преподаватели, у которых высокая репутация, работают по всему миру. К ним и мечтают попасть талантливые ребята.

Что касается консервативности, то, на мой взгляд, какие-то вещи в классическом образовании никогда не изменятся, например, когда преподаватель ставит руки скрипачу или пианисту. Это всегда делается по определенной методике, и чем лучше преподаватель, тем лучше результат.

- Приятно, что в репертуаре I, Culture Orchestra есть произведение Станислава Монюшко. А чье еще творчество из числа белорусских композиторов вам близко?

- В Ленинградской консерватории я учился с белорусским композитором, которого могу считать своим другом, - Виктором Копытько. Я исполнял его музыку в Польше, России, правда, не так часто, как хотелось бы. Я надеюсь, что и произведения Евгения Глебова будут в мире исполняться чаще, потому что заслуживают этого.

Дирижеры учатся всю жизнь, и надо давать информацию душе, поэтому вполне возможно, что мой роман с белорусской музыкой еще состоится.

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка


Актуальные вопросы

  1. Должен ли начальник отпустить работника сдать экзамен?
  2. Почему нет корма для кошек со вкусом мышей?
  3. Почему Беларусь на «Евровидении» не дала ни одного балла России?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by