www.aif.ru 0 5584

Андрей Дементьев: «На сцене Большого театра я назвал Вишневскую царицей...»

Статья из газеты: 19/12/2012

Андрей Дементьев: «На сцене Большого театра я назвал Вишневскую царицей...».

 

На 87-м году ушла из жизни гениальная Галина Вишневская.

Андрей Дементьев вспоминает, какой была она - оперная прима, звезда Большого театра, супруга Мстислава Ростроповича.

Пельмени в США

В 1988 году в журнале «Юность», который я тогда возглавлял, была опубликована глава из книги Вишневской «Галина», вышедшей к тому времени на шестнадцати языках и запрещённой в Советском Союзе. Отрывок был о том, как Галина Павловна и Мстислав Леопольдович поддер­жали Солженицына в трудное для него время, когда он был изгнан из Союза писателей и власти организовали травлю на него. Друзья приютили его на своей даче, дав возможность ему работать. Потом это сказалось и на их судьбе. Вишневская и Ростропович вынуждены были в 1978 году уехать за границу. Их лишили советского гражданства. После публикации в журнале Вишневская прислала мне письмо. А вскоре я приехал к ней в Париж со съёмочной группой. Так началась наша многолетняя дружба. Я неоднократно бывал в гостях у Галины Павловны и в Париже, и в Вашинг­тоне. А вскоре в Советском Союзе вышла её знаменитая книга с моим после­словием. Однажды мы с женой Аней внезапно прилетели в Вашингтон. Позвонили Вишневской. Она очень обрадовалась: «Я как раз сварила пельмени и насолила вкусной рыбы. Сама. Приезжайте...» К тому времени я ещё не был знаком с Ростроповичем. Он подолгу бывал в разъездах. И тут выходит к нам. Налил мне в какой-то странный фужер - на одной ножке три рюмки - и говорит: «Ты - Андрюша, я - Слава. Никаких отчеств и на «ты». Вишневская пела очень смешные частушки, веселилась от души. Я потом жалел, что не захватил с собой магнитофон. Галя была проста в общении, естественна и очень доброжелательна. Хотя могла под горячую руку выругаться. Но всё у неё получалось как-то необидно. Она выросла в простой семье, пережила ленин­градскую блокаду, после тяжело болела, много в этой жизни прошла испытаний.

 

Я написал письмо Генеральному секретарю М. С. Горбачёву, где просил, чтобы вернули гражданство нашим выдающимся соотечественникам, которых выгнали из Советского Союза, -Василию АксёновуВладимиру Войновичу и, конечно же, Галине Вишневской и Мстиславу Ростроповичу. Когда Галина Павловна вернулась на родину, сказала: «Я русская, люблю свою страну. Но вот странно получается: отобрали гражданство - не спросили. Вернули - тоже не спросили, хочу ли я этого после всех бед и унижений, что мы пережили от властей...»

Однажды Галя позвонила: «Будет вечер в Большом театре. Отмечаю и юбилей, и возвращение. Буду сидеть в золотом кресле, как королева, и все встанут, потому что я вернулась, потому что я была незаслуженно обижена этой страной, этими правителями...» Я со сцены Большого театра обратился к ней: «Вы прекрасны, ваше величество…» Через несколько дней она мне сказала: «Твоё пророчество сбылось. Я действительно теперь «ваше величество». Буду играть Екатерину Великую во МХАТе им. Чехова». Когда Вишневская вышла на сцену, я ахнул: «Настоящая царица!» Бесконечно элегантна, красива, величава, будто всю жизнь провела на троне.


Дочерей Ольгу (справа) и Елену Вишневская и Ростропович воспитывали в любви и строгости. Репродукция Эдуарда Кудрявицкого

«Вы Галю мою не знаете!»

Удивительно тонкая в общении с друзьями, Галя была жест­ка и непреклонна, когда дело касалось принципов. Так, она отказалась подписывать письмо против Бориса Пастернака и его романа «Доктор Живаго». Так же как и Ростропович не подписал письмо против А.  Д. Сахарова. Помню, когда по всем газетам мира в дни московского путча прошла фотография Славы с автоматом в руках, журналисты его спросили: «Страшно было, Мстислав Леопольдович?» - «Страшно? Вот домой в Париж возвращаться страшно. Вы что, моей Гали не знаете?» Но его суровая супруга, находившаяся в те дни в Лондоне, оценила мужественный поступок мужа. Принципиальность и достоинст­во этой великой пары проявлялись во всём - в отношении к друзьям и власти, к искусству и своим коллегам. Вишневская никогда не участвовала в интригах, у неё не было ни к кому творческой ревности. Я знаю, как она тепло относилась к Лемешеву, к Козловскому и к более молодым своим коллегам - АтлантовуРайкову... К нам в редакцию «Юности» позвонили: в Москве в рабочем районе энтузиасты создали музыкальную студию имени Галины Вишневской. Приютились в подвале жилого дома. Мы поехали с Галей к ним. Тогда и родилась у неё идея создать музыкальный центр для молодых талантов. Через несколько дней, уезжая за границу, она передала мне конверт с деньгами, чтобы учителя могли купить для будущих опер костюмы. Прошло время. Мечта создать свой оперный театр сбылась. Она вдохновенно занималась с будущими Аида­ми и Татьянами, приглашала для проведения мастер-классов известных в мире артистов и была счастлива, что помогает восхождению новых оперных звёзд.

Я иногда думаю - Слава, наверное, ревновал её… Такую женщину нельзя не ревновать. Но она ему не давала повода для этого. Это была пара, которая чувствовала друг в друге опору, была органична в своей гениальности и духовной сопричаст­ности, без чего не может быть настоящей любви. У них замечательные дочери - Оля и Лена. Как-то Галя сказала мне: «Слушай, многие артистки молодятся, просят внуков называть их по имени.  Я, наоборот, говорю: «Зовите меня бабушкой…»

Галина Вишневская - прекрасное явление нашего великого искусства, которое никогда не повторится, потому что Природа подарила нам такой изумительный образец красоты и таланта, что на второй шедевр у неё уже не хватит сил...

 ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

 

Галина Вишневская. Прощание с королевой

 

Загрузка...
NNN

REDTRAM
Loading...
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. За что Виктории Азаренко дали Орден?
  2. Когда рок-группа «Секрет» приедет с концертом в Минск?
  3. Должен ли иностранец при въезде в Беларусь на авто оставлять крупный залог?
NNN
REDTRAM
Loading...

Новое на AIF.by