Инна Валевская 0 768

«Бей качеством!» Прима белорусского балета Инесса Душкевич отмечает юбилей

«Даже если стираете пальцы в кровь, зритель должен видеть ваши улыбки…»

Инессу Душкевич называют одной из самых загадочных и романтических балерин.
Инессу Душкевич называют одной из самых загадочных и романтических балерин. © / АиФ

24 июня юбилей отметит народная артистка Беларуси, балерина Инесса Душкевич, которую называют одной из самых загадочных и романтических балерин, тонко и глубоко исполнившей непростые партии Джульетты, Фригии, Жизели, Одетты-Одиллии, Рогнеды и многие другие.

Прима белорусского балета блистала на сцене в 1980-90-х. Ее мастерством восторгались не только белорусские балетоманы, но и театральные критики и пресса всего мира, называвшие ее белорусской Улановой.

 

Роль преподавателя

- Есть немало примеров, когда ребенок с хорошими данными от природы ничего не добивается в балете. Понятно, что многое зависит от самого человека, а какова роль педагога?

- В училище моим первым педагогом была Эллина Николаевна Синева. В свое время она танцевала в Петербурге, поэтому можно сказать, что у меня петербургская школа. Я проучилась у нее пять лет, она влюбила меня в профессию. Мы, ее ученики, ходили за ней по пятам, гуляли по набережной, провожали домой, часто бывали у нее в гостях, она рассказывала нам о балете. На репетициях Эллина Николаевна говорила нам: «Даже если стираете пальцы в кровь, зритель должен видеть ваши улыбки»… «Нет слова «не могу», есть  слово «не хочу»… Как же она была права - иначе в профессии не выжить.

Я не сразу зарекомендовала себя как послушная отличница, потому что была немножко «разбросанной» в смысле внимания - когда у нас были концерты, все за кулисами готовились, повторяли, а я что-то себе придумывала, мечтала, изображала. Эллина Николаевна поначалу боялась выпускать меня на сцену в сольных номерах, потому что не знала, как я поведу себя перед зрителем, не растеряюсь ли, но однажды она все-таки решилась и поняла, что я умею собираться на сцене. Это неплохое качество для артиста балета. 

А последние три года я училась у заслуженной артистки БССР Нины Федоровны Млодзинской, которая более 15 лет была ведущей балериной Мариинского театра. Интереснейший человек с весьма острым языком. Если Эллина Николаевна дала нам основу профессии, то Нина Федоровна из нас сделала балерин. Она всегда говорила: «Бей качеством». Действительно, когда ты выдаешь качество, с этим сложно поспорить.

- Вы говорили и о том, что человек, который хочет связать свою жизнь с балетом, должен очень сильно любить танец, иметь огромное желание заниматься. Но, как художественный руководитель хореографического колледжа, часто ли среди своих учеников видите такое отношение?

- Когда они только поступают - редко, но потом дети «заболевают» профессией - большинство, однако не все, к сожалению. Они проводят дни в колледже, ходят в спортивный зал, самостоятельно занимаются - и без этого уже не могут. Это становится их образом жизни.

Верность Большому

- Вам предлагали работу в других театрах. Почему вы не приняли предложения уехать в Москву или Петербург?

- Здесь, в Минске, была очень интересная творческая жизнь, здесь был Елизарьев. Николай Николаевич Боярчиков приглашал меня в труппу Малого театра в Ленинграде (сейчас Михайловский театр в Петербурге) после того, как я станцевала там «Лебединое озеро». Но как раз в тот момент мы с моим   партнером по сцене Сашей Курковым готовились к участию во всесоюзном конкурсе артистов балета в Москве. Стали лауреатами, а когда вернулись в Минск, я решила остаться здесь. И не жалею.

Я была занята практически во всем репертуаре театра, на меня ставились спектакли «Ромео и Джульетта», «Болеро», «Страсти». Помимо насыщенной работы в Минске, было много интересных гастролей. В 1993 году меня пригласили для выступления в гала-концертах звезд мирового балета в Японии, в которых принимали участие Майя Плисецкая, Людмила Семеняко, Юрий Васюченко, Фарух Рузиматов, Ирек Мухаммедов и другие исполнители из разных стран. Моим партнером был Вениамин Захаров.

На взлете

- Белорусскому балету, наверное, не на что жаловаться: часто билеты на постановки не купить, иностранные гости в обязательном порядке посещают Большой театр. Но если рассуждать масштабно: искусство балета сегодня на взлете или наоборот? Есть мнение, например, что балет становится очень близок к спорту.

- Классический балет достаточно консервативен. Однако сегодня очень много синтеза и в искусстве, и в спорте. Посмотрите на художественную гимнастику: там работают очень хорошие хореографы. Многие гимнастки предельно музыкальны, они создают интересные образы при великолепной технической подготовке. Тот же синтез мы наблюдаем и в балете - привносятся акробатика, элементы спорта, физические данные танцовщиков должны быть развиты так же хорошо, как в спорте.

Что касается оперы, то у современных певцов должна быть хорошая физическая форма, они должны уметь петь и лежа, и сидя. А драматические актеры должны уметь петь и в то же время  двигаться. Сценография сегодня - это не только статичные декорации, но и проекции, анимация, движущиеся подмостки... Происходит проникновение одного искусства в другое, все жанры взаимосвязаны. Я очень люблю современную хореографию, особенно когда ее исполняют профессионалы - это очень интересно. Например, Диана Вишнева - классическая балерина, которая благодаря своему интересу к современной хореографии по личностному росту вышла в мировые лидеры.

- Для поклонников вы звезда. А каково это - быть звездой?

- Как-то иду я после спектакля с друзьями, и мы встречаем их знакомых, которые изумленно спрашивают: «Это что, Душкевич?!» На что им отвечают: «А вы хотите, чтобы она в короне ходила?..» Успех обычно где-то отдельно от тебя, по ощущениям он сиюминутен, потому что каждый день перед тобой новые задачи, над которыми нужно работать. По этому поводу я вспоминаю повесть болгарского писателя Богомила Райнова «Черные лебеди». Там прекрасно показано, что ощущение счастья, удовлетворения наступает очень редко - после удачного спектакля или репетиции. Потом опять -  надо… тяжело… больно… преодолеть… выспаться. Если прочесть эту книгу, будет понятно, что наша профессия - это постоянный труд, ощущение успеха  мимолетно, потому что на следующий день опять надо идти в репетиционный зал…

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка в 2020 году

Актуальные вопросы

  1. Откуда появилось правило «пропусти помеху справа»?
  2. Нужно ли покрывать машину воском после мойки?
  3. Можно ли вернуть билет на концерт?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by