Юлия Тельтевская 0 1156

Диана БАЛЫКО: Хороша история, которую можно рассказать в трех предложениях

Наша собеседница - писатель, драматург, поэтесса Диана БАЛЫКО, которая к своей мечте шла целенаправленно и упорно, пусть и долго.

Один из спектаклей Д. Балыко (слева), «Психоаналитик для психоаналитика», был поставлен в театре Романа Виктюка.
Один из спектаклей Д. Балыко (слева), «Психоаналитик для психоаналитика», был поставлен в театре Романа Виктюка. © / Фото из открытых источников

Сегодня только ленивый не выпустил собственную книгу либо не написал пьесу или сценарий. Другой вопрос: все ли сии творения востребованы? Знаете ли, писать «в стол» - удовольствие сомнительное. Поэтому «АиФ» решил выяснить: можно ли в современных реалиях стать известным автором, чьи произведения нужны, важны и представляют интерес.

Наша собеседница - писатель, драматург, поэтесса Диана БАЛЫКО, которая к своей мечте шла целенаправленно и упорно, пусть и долго. Но зато она сегодня, в сорок лет, которые недавно отметила, занимается любимым делом, за которое еще и неплохо платят. Чем не мечта миллионов?

- Как ни странно, я всегда знала, что буду писателем. Хотя бы потому, что с детства училась читать собственные «книжки», - рассказывает Диана Балыко. - Моя мама, чтобы научить меня читать, брала школьную тетрадь в клеточку, делила ее на две книжицы по скобе и в них печатными буквами записывала истории, которые я сочиняла в три-четыре года. К первому классу в нашем доме собралась целая полка с моими «книгами». Именно по ним я научилась читать и с детства абсолютно серьезно считала, что буду писателем. Просто это дело времени. После окончания истфака БГУ я работала в СМИ, потом стала директором по развитию мебельной компании. Уход в мир ДСП меня несколько травмировал: казалось, я сильно отдаляюсь от своей мечты. Но мой дипломный руководитель с истфака сказала: «Не бойся: если тебе будет что сказать миру, ты все бросишь без страха, сядешь за письменный стол и напишешь. А пока ты этого не сделала, ты просто тешишь свое эго, пребываешь в иллюзиях, что тебе есть что сказать. Так что пока продавай встроенные шкафы. Время покажет». Эти слова стали вести меня по жизни. И в какой-то момент я действительно без страха отказалась от любой другой работы, кроме писательской.

Но то, что я писатель, совсем не исключает того, что, возможно, я в будущем стану ремесленником и буду лепить кувшины из глины, или освою SEO, или открою свою тренинговую школу… Жизнь удивительна и разнообразна. И я всегда говорю ей: «Да!»

Детская мечта

- Не все современные писатели имеют диплом об окончании Литинститута…

- Это было моей детской мечтой - окончить Литературный институт им. М.Горького в Москве. Я знала биографии всех советских писателей, которые в нем учились, и даже тех, кого из него выгнали за неуспеваемость. Но в 17 лет мою идею не поддержали родители, которые строго сказали: у них банально нет денег на мои поездки в Москву и мое содержание там. Так что я вынуждена была первый диплом получить «для родителей» на бюджетном отделении истфака БГУ, а в 25 лет решила, что нельзя отказываться от мечты, и отправила на творческий конкурс в Литинститут работы во всех жанрах, которые меня интересовали как писателя. Поступила сразу на 4 семинара: драматургию, прозу и два по поэзии. Выбрать надо было один. Я выбрала драматургию, потому что для меня это был самый сложный и загадочный жанр. Я плохо понимала, как в нем работать.

- И там же, в Литинституте, вы получили предложение издаваться: как это произошло?

- На доске объявлений в Литинституте я прочитала, что одно крупное издательство ищет авторов. Все студенты стояли вокруг этого объявления, присвистывали и говорили: «Держи карман шире, ищи дурака. Сейчас я пришлю им свой гениальный синопсис, они сами напишут по нему книгу и продадут миллионным тиражом. Никогда!» А я понимала, что идеи витают в воздухе и никому не принадлежат и никакой мой синопсис не может быть настолько волшебным, чтобы редактор издательства сразу сам написал по нему книгу.

У меня было много околопсихологических статей, которые я написала за годы работы в журналистике, поэтому в тот же вечер я села собирать из них книгу. Написала синопсис и отправила в издательство. Через день меня пригласили на собеседование, предложили создать авторскую серию в жанре «нон-фикшн», folk psychology, и мы подписали первый договор. После выхода моей первой серии мне поступало много предложений от других издательств, но они были неконкурентоспособны по сравнению с теми финансовыми условиями, которые были у меня в «Эксмо». Но моя история совсем не отменяет того, что свои рукописи и синопсисы нужно рассылать по издательствам очень активно, нормальная практика - если на 100 ваших писем придет только два ответа. Главное - не отчаиваться. Бороться и искать! Найти и не сдаваться!

В трех предложениях

- Что нужно знать начинающему драматургу, чтобы создать пьесы, которые заинтересуют театры?

- Хороша та история, которую можно рассказать, как анекдот, в трех предложениях. И желательно - в трех лицах. То есть 120 персонажей на сцене камерного театра не просто неуместны, а даже невозможны по бюджету. Всегда востребованы чёткие жанры - комедия, драма, мелодрама. А пьеса в жанре «и тут все завертелось», «художника обидеть каждый может» или «а я так вижу» неизбежно ведет начинающего драматурга к провалу. Не надо изобретать велосипед. Важно научиться пользоваться теми инструментами, которые до вас создал Аристотель. А когда вы станете востребованным драматургом, тогда вам, возможно, просто перехочется ломать устоявшуюся систему и стоять на голове, ибо на ногах удобнее.

- Удивительная вещь: я вижу перед собой автора, произведение которого при его жизни попало в школьную программу… Как ощущения?

- В этом нет никаких моих усилий. Как и в истории с Аллой Пугачевой, когда мне просто позвонил ее юрист и сказал, что Примадонна хочет читать мои стихи на своем концерте и, если я не против, мне вышлют проект договора. Стихи можно будет услышать 17 апреля на юбилейном концерте Аллы Борисовны в Москве.

Что касается попадания в школьную программу, то профессор БГУ Светлана Яковлевна Гончарова-Грабовская, специалист по современной драматургии, по заказу Министерства образования составляла сборник белорусских пьес, написанных на русском языке, для курса «русская литература» для общеобразовательных учреждений. Так в число произведений по школьной программе попала моя пьеса «Белый ангел с черными крыльями». Ее посчитали достойной.

Как и в любом деле, в литературе делай как должно, и будь что будет! Литература - это огромный айсберг, и лишь один процент произведений поднимается над толщей воды забвения. Но настоящий писатель пишет потому, что не писать просто не может. Нет никаких гарантий, что гениальное произведение разойдется миллионными тиражами и писатель станет богачом. Литература - это религия. Если ты готов служить ей - пиши, а если нет - выбирай другую профессию.

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка


Актуальные вопросы

  1. Когда появится в магазинах алкоголь, после которого не бывает похмелья?
  2. Остались ли колясочные помещения в многоквартирных домах?
  3. Какие новые виды спорта могут попасть в программу Олимпиады?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by