0 828

Директор Большого театра: «В афише должны быть самые знаковые произведения»

Как удалось добиться успехов в сфере классического искусства, которое считается элитным, «не для всех», а значит, неприбыльным? Какие спектакли в скором времени увидит публика? Готов ли Большой театр к экспериментам?

Владимир ГРИДЮШКО, генеральный директор Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси.
Владимир ГРИДЮШКО, генеральный директор Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси. © / Фото из открытых источников

Национальный академический Большой театр оперы и балета Беларуси - единственный, куда на большинство спектаклей обычно не достать билетов. Все чаще квитки бронируют иностранные гости, которые планируют поездку в Минск таким образом, чтобы обязательно попасть в Большой. Причем у них есть прекрасная возможность не только насладиться оперным и балетным искусством, но и посетить экскурсии, которые познакомят с закулисьем.

Как удалось добиться успехов в сфере классического искусства, которое считается элитным, «не для всех», а значит, неприбыльным? Какие спектакли в скором времени увидит публика? Готов ли Большой театр к экспериментам? Об этом и многом другом рассказал Владимир ГРИДЮШКО, генеральный директор Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси, 85-летие которого отмечается в нынешнем году.

- Действительно, посещаемость наших спектаклей очень высокая. В месяц мы показываем 30-35 постановок: 15% из них имеют стопроцентную посещаемость, больше половины - 90%, а на нескольких - двух-трех - заполняемость может составлять порядка 60%. В среднем получается 80%-ая заполняемость зала. Прежде всего раскупаются дорогие билеты, и на многие спектакли их действительно приобрести очень сложно. Нельзя сказать, что мы не работаем над этим. Есть целый комплекс проводимых мероприятий - под лежачий камень вода не течет.

Что любит публика

- Владимир Павлович, как строится репертуарная политика и как принимаются решения о том, какие постановки морально устарели, а какие обязательно должны появиться в афише?

- На заседаниях художественного совета мы регулярно обсуждаем план постановок на перспективу - те названия, к которым можно обратиться через несколько лет. В целом мы исходим из того, что в афише Большого театра оперы и балета обязательно должен быть «джентльменский набор» - самые знаковые и популярные произведения зарубежной и русской классики, а также национальные спектакли.

Если в мировом оперном рейтинге в первой тройке «Кармен», «Травиата» и «Богема», значит, они должны быть и в афише нашего театра. Оперную программу сложно представить без «Тоски» (в нынешнем году мы представили зрителям новую редакцию спектакля), «Евгения Онегина», «Пиковой дамы», «Царской невесты», «Риголетто», «Аиды», «Набукко» и других произведений.

Балетная афиша немыслима без таких названий, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Корсар», «Жизель», современных постановок… Мы показываем спектакль «Лебединое озеро» больше двадцати раз в год - и всегда аншлаг!

Безусловно, театр должен знакомить зрителей с новыми оперными и балетными названиями. Сейчас мы готовим к выпуску спектакль «Саломея» Рихарда Штрауса. Осенью нас ожидает мировая премьера оперы-балета на основе двух произведений композитора - оперы «Саломея» и симфонической поэмы «Так говорил Заратустра». Это оригинальная идея главного режиссера Михаила Панджавидзе.

Из национальных произведений на сцене сегодня идут опера «Седая легенда», балет «Витовт». В октябре ожидается премьера балета «Анастасия», в основу которого положена история Анастасии Слуцкой. Либретто написал Анатолий Делендик - он же был автором сценария одноименного фильма. Прекрасную музыку создал известный композитор Вячеслав Кузнецов.

А к 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, которое будем отмечать в 2019 году, мы намерены восстановить балет «Альпийская баллада». Этот спектакль в 1967 году поставил хореограф Отар Дадишкилиани, будучи главным балетмейстером театра. В 1968 году постановка была признана лучшим балетом в Советском Союзе, а музыка стала победителем Всесоюзного конкурса на создание новых музыкальных спектаклей. Благодаря премьере «Альпийской баллады» мы достойно отметим несколько юбилейных дат выдающихся деятелей национальной культуры - 95-летие писателя Василя Быкова, 90-летие композитора Евгения Глебова, 105-летие художника Евгения Чемодурова, который почти два десятилетия был главным художником театра. А еще поздравим юбиляра Отара Дадишкилиани с 95-летием!

В следующем году музыкальный мир отметит еще одну знаковую дату - 200-летний юбилей композитора Станислава Монюшко: зрителей ждут премьеры двух его произведений - балета «На постое» и оперы «Слово чести».

Важно признание

- Востребована ли сегодня экспериментальная сцена при театре?

- Конечно, ведь благодаря этому проекту растут наши молодые хореографы - пусть не по возрасту, а по стажу. Например, Ольга Костель сначала поставила балет «Метаморфозы», а потом на большой сцене у нее появился полномасштабный спектакль «Любовь и смерть» на музыку Полада Бюльбюль-оглы. Константин Кузнецов и Юлия Дятко начали с экспериментального балета «Зал ожидания», а потом на большой сцене поставили балет Сергея Кортеса «Кто я?». Или пришел как-то с идеей камерного оперного спектакля «Viva la mamma!» дирижер Иван Костяхин - пожалуйста! Если есть желание творить - мы считаем, что такую возможность необходимо предоставить!

- Как известно, люди искусства ранимы и для них очень важны похвала, звания…

- Мы прекрасно понимаем, как важно для артистов признание, и ежегодно достаточно большой список представляем к наградам. В нашем театре 13 народных артистов, 35 - заслуженных, 8 лауреатов Государственной премии, 3 кавалера ордена Франциска Скорины, почти 50 обладателей медали Франциска Скорины. А к 85-летию театра мы учредили памятные юбилейные медали и наградили ими более 100 человек, объявили нашим работникам благодарность.

Более того, один из банков - наш партнер - учредил пять денежных премий по 1000 долларов, которые ежегодно вручаются лучшим «Солисту оперы», «Солисту балета», «Артисту хора», «Артисту оркестра», «Артисту кордебалета».

- И еще, знаю, вы всегда благодарите артистов после спектакля.

- Я стараюсь обязательно зайти либо перед спектаклем - пожелать нашим солистам или приглашенным звездам, чтобы выступление прошло успешно, либо по окончании - поблагодарить за прекрасную работу. Не надо жалеть добрых слов - они очень важны для людей искусства. Иногда, бывает, не захожу, тогда артисты понимают: что-то не так. (Смеется.)

Всегда рады гостям

- Сложно ли молодым артистам попасть в Большой театр?

- Основная сложность только в том, что надо быть талантливым человеком. Лет восемь назад в театре была создана труппа стажеров из числа студентов выпускных курсов Академии музыки, чтобы у них была возможность адаптироваться к условиям работы, получить необходимый профессиональный опыт. По прошествии двух лет обучения в стажерской труппе мы подводим итоги: проводим прослушивания и с кем-то продолжаем сотрудничество, а кого-то не рекомендуем для дальнейшей работы в театре. Например, после недавних итоговых прослушиваний в труппу театра были зачислены три выпускника Академии музыки. Таким же образом у нас появляются артисты балета, хора, музыканты оркестра.

К слову, на Рождественском оперном форуме состоится премьера оперы «Дон Паскуале», в которой будут участвовать только стажеры.

- Зарубежные артисты в интервью всегда преисполнены восторга по поводу Большого театра…

- Они приезжают и сначала видят красоту внешнюю - какой еще театр мира имеет такую большую парковую зону площадью 84 тыс. м2? Внутри театра их поражают масштабность, золото, скульптуры… Но главное - гости здесь просто купаются во внимании. Мы всегда делаем все возможное, чтобы человек, приехавший в незнакомый город, чувствовал себя максимально комфортно. Прекрасное впечатление оставляет и белорусская публика - интеллигентная и дружелюбная. У нас такой менталитет: мы всегда демонстрируем по отношению к гостям радушие и теплоту. Это дорогого стоит.

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка


Актуальные вопросы

  1. Что означает «серебряный лейбл», который получил Минский полумарафон?
  2. Где и когда смотреть полуфинал Кубка Федерации Беларусь – Австралия?
  3. Когда появится в магазинах алкоголь, после которого не бывает похмелья?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by