0 1344

Когда лето было високосным. Чем запомнился Крис Кельми

​На 64-м году жизни умер советский и российский рок-музыкант, создатель группы «Рок-ателье» и автор хита «Замыкая круг» Крис Кельми.

Крис Кельми.
Крис Кельми. © / www.russianlook.com

О смерти 63-летнего Криса Кельми первым со ссылкой на свои источники сообщил портал StarHit. По данным издания, он скончался в Наро-Фоминском районе Московской области. Позже информацию подтвердили в морге больницы в городе Наро-Фоминске, сообщает РИА Новости. Причины смерти пока неизвестны. Дата и место прощания с музыкантом будут названы позже.

Крис Кельми стал известен среди отечественных рок-музыкантов весьма рано. Еще в школе он организовал собственную группу, а поступив в Московский институт инженеров транспорта, вместе с Александром Ситковецким (еще одной легендой отечественной рок-музыки) создал «Високосное лето». Группа эта котировалась высоко, играть в ней было престижно, а два лидера — Кельми и Ситковецкий, — несмотря на юный возраст (им было всего по восемнадцать лет) уже всерьез раздумывали над репертуаром и даже собирались петь песни своего сочинения. Они участвовали в рок-фестивале в Таллинне в 1977 году, а на фестивале в Черноголовке в 1978-м получает премии за профессионализм и театрализацию. Группа играла арт-рок, сочинила рок-оперу «Прометей прикованный», а по воспоминаниям автора слов ко многим песен «Високосного лета» того периода, поэтессы Маргариты Пушкиной, музыкантам, игравшим психоделически-смурные песни, выступавшим в драных балахонах и ориентировавшихся в творчестве на «Yes» и «Genesis», трудновато было тягаться, например, с «Машиной времени». Один из членов жюри фестиваля в Черноголовке, композитор Юрий Саульский даже попенял музыкантам за «оторванность в текстах от реалий сегодняшнего дня», хотя и отметил «интересный музыкальный материал» и «хороший исполнительский уровень».

С «Машиной времени» группа «Високосное лето» оказалась связана очень тесно, хотя, пожалуй, не совсем музыкально. Именно к Кельми и Ситковецкому дважды уходил от Андрея Макаревича бас-гитарист Александр Кутиков — это было еще в первой половине 70-х. И именно в «Машину времени» Кутиков вернулся в 1979-м, прихватив с собой заодно барабанщика Валерия Ефремова — втроем с Макаревичем они и сейчас составляют костяк «Машины».

«Високосное лето» распалось в мае 1979-го — в качестве причин обычно называют «творческие расхождения». Ситковецкий продолжил исследовать арт-рок — уже в группе «Автограф»; к нему присоединился и Крис Кельми, но ненадолго. Уже в 1980-м он получает предложение, от которого сложно было отказаться. Знаменитый режиссер Марк Захаров позвал его в свой театр — экспериментировать с синтезом сценического искусства и рок-музыки. Под эту задачу была создана группа «Рок-ателье» (одним из ее членов был Павел Смеян).

МИИТ, кстати, Кельми закончил; он даже учился там же в аспирантуре, но позже получил диплом эстрадного факультета Музыкального училища имени Гнесиных — это было уже в 80-е, во время работы в «Ленкоме».

В период сотрудничества с Захаровым и «Ленкомом» группа (и Крис Кельми, разумеется) сумели издать несколько записей на «Мелодии», появиться на радио, но главным их достижением, конечно, было участие в спектаклях — например, в рок-опере «Юнона и Авось», в «Людях и птицах», а также в других музыкальных постановках театра — «Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Именно «Рок-ателье» отвечало за музыку и песни к мультфильму «Пёс в сапогах».

А прогремел на всю страну Крис Кельми в 1987-м, когда написанную им на слова Маргариты Пушкиной композицию «Замыкая круг» спела сборная команда рок-, фолк- и поп-музыкантов со всей страны. Песню показали в новогоднем эфире в ночь на 1 января 1988 года — и все. На следующее утро Кельми проснулся знаменитым.

Он, правда, все еще продолжал ассоциироваться с «Рок-ателье». Например, самую его успешную песню «Ночное рандеву» в 1988-м исполнила как раз группа и ее вокалист Вадим Усланов. Но вскоре группа ушла из «Ленкома», а в 1990-м и сам Крис Кельми начал сольную карьеру. Тогда же разгорелся оставшийся почти незаметным для публики скандал — Кельми выступал под запись, сделанную Услановым; им пришлось судиться, чтобы определить, кто и на что имеет право.

Сложно сказать, можно ли назвать сольную карьеру Криса Кельми успешной. Уже с середины 90-х у него становилось все меньше эфиров, новых хитов не появлялось — хотя альбомы он продолжал выпускать, но чаще это были сборники старых песен (или, например, переиздания композиций времен еще «Високосного лета»). Появлялся на телевидении, был участником одного из сезонов «Последнего героя», а в интервью 2005 года сетовал на современный шоу-бизнес, в который никак не может вписаться.

В последние годы имя музыканта чаще можно было встретить в скандальной хронике. Он попадался на вождении в пьяном виде (правда, чаще он отказывался проходить освидетельствование) и даже отсидел пять суток за это правонарушение. При этом в беседах с журналистами Кельми отрицал проблемы с алкоголем; однажды он заявил, что его диагноз — приступы эпилепсии.

«Ностальгии [по звездному прошлому] нет. Понятно, что время меняется, но самое ужасное, если меняется человек. Я счастлив, что мне удалось пожить в тот удивительный период, застать время, когда все стало меняться в нашем обществе, не потеряться в другой системе координат», — говорил Кельми.

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка


Актуальные вопросы

  1. Что такое динамичная легкая атлетика?
  2. Почему Япония и Катар играют на Кубке Америки?
  3. Когда появятся шины, которые нельзя спустить?
REDTRAM

Бизнес-форум

NNN

Новое на AIF.by