Юлия Тельтевская 0 1620

Мнение критика: «Белорусам очень повезло, что в Минске есть «ТЕАРТ»

Сегодня мы решили познакомить читателей с мнением белорусского театрального критика Елены МАЛЬЧЕВСКОЙ о международной программе и образовательных проектах.

В этом году «ТЕАРТ» изменил ситуацию: в Минск приехали два финских спектакля — «Три мушкетера. К востоку от Вены» и «Просто киносъемка».
В этом году «ТЕАРТ» изменил ситуацию: в Минск приехали два финских спектакля — «Три мушкетера. К востоку от Вены» и «Просто киносъемка». © / Фото из открытых источников

Форум «ТЕАРТ» закончился, а его послевкусие до сих пор не проходит. «АиФ» уже писал о восторженных отзывах иностранных критиков о белорусских спектаклях. Сегодня мы решили познакомить читателей с мнением белорусского театрального критика Елены МАЛЬЧЕВСКОЙ о международной программе и образовательных проектах.

Нам повезло

- Мне кажется, белорусам очень повезло, что в Минске есть «ТЕАРТ», - считает критик. - В этом году гостем «Школы ТЕАРТа» стала известный российский театровед, театральный критик, главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова. Она прочитала лекцию «Театр «вне границ»: вызовы современности». Один из главных тезисов этой лекции: современный театр разный. И «разный» значит не только и не столько жанровое или тематическое разнообразие, а разность способов высказывания создателей спектакля. Сегодня режиссер может поставить спектакль без актеров, вне театрального зала, используя для этого средства выразительности другого вида искусства (например, кино). И восьмой год подряд «ТЕАРТ» позволяет нам следить за этой «разностью» в театре. Причем с каждым годом зрительская включенность в мировой театральный процесс становится все более активной, разрыв сокращается. В этом году мы посмотрели спектакль «Арктика» бельгийской театральной компании «Дас Фройляйн». Его премьера состоялась в январе 2018-го, несколько месяцев назад «Арктику» показали на одном из крупнейших театральных форумов мира - во французском Авиньоне. И вот в октябре благодаря «ТЕАРТу» показ пройдет в Минске. Проиллюстрировать этот факт можно простым сравнением, представьте: выходит новая модель айфона одни покупают ее сразу, другие - через три года, кто-то вообще не покупает. Благодаря «ТЕАРТу» мы — те счастливчики, которые купили сразу.

Терра инкогнита

Еще одним открытием международной программы форума Елена Мальчевская назвала финский театр:

- Финляндия для белорусов достаточно знакомая страна: у нас есть представление о финской культуре, нам знаком финский кинематограф. Но современный финский театр для нас  терра инкогнита. В этом году «ТЕАРТ» изменил ситуацию ситуацию: в Минск приехали два финских спектакля — «Три мушкетера. К востоку от Вены» и «Просто киносъемка». Такие открытия далёкого близкого происходят на Форуме постоянно: в 2014 году мы познакомились со Словенским театром и режиссером Ернеем Лоренци, в 2015-м увидели фрик-кабаре Влада Троицкого Dakh Daughters из Украины.

Если возвратиться к разнообразию современного театра, за которым нам позволяет следить форум, к тенденциям, то, конечно, хочется отметить все увиденное. Но, приводя примеры, я остановлюсь на трех спектаклях. Во-первых, в этом году белорусские зрители расширили свое представление о жанрах документального театра и посмотрели интересное мокьюментари. Спектакль «Три мушкетера. К северу от Вены» — пример того, как в документальном театре сегодня может сочетаться реальное и вымышленное: артисты отправляются в реальное путешествие-исследование по странам Центральной и Восточной Европы в образах Атоса, Портоса и Арамиса. Во-вторых, мы увидели уникальный режиссерский метод работы с классическим текстом: спектакль Тимофея Кулябина по пьесе «Три сестры» (театр «Красный факел», Новосибирск) идет на языке жестов, а чеховский текст зрители читают, как перевод на фестивальных спектаклях, в субтитрах. Благодаря такому решению мы этот текст видим как будто впервые и воспринимаем его совершенно по-другому. В-третьих, «ТЕАРТ» в который раз подчеркнул как размываются границы между разными видами искусства. Показательным примером стал спектакль «Арктика», для которого не просто использовался знакомый театралам ход, когда часть действия происходит за сценой и зритель может видеть его только благодаря видеопроекции на экране, но который был создан по канону киножанра - триллера.

Что дальше?

Традиционно, как только закончился «ТЕАРТ», сразу началась подготовка к форуму следующего года. Минск уже сложно представить без этого культурного мероприятия. Театралы полны надежд на то, что в 2019 году их ждут новые открытия.

 

 

 

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка в 2020 году

Актуальные вопросы

  1. Как будут расти цены на ЖКУ в следующем году?
  2. Чем симпатия отличается от эмпатии?
  3. Что делать, если любые попытки поговорить с мужем заканчиваются ссорой?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by