2118

Наследие - хрупкая сфера. Как сохранить культурные ценности, не навредив им

"Аргументы и факты" в Беларуси № 23. Война жиров. Что мы едим и что есть будем? 05/06/2018

В наши дни важно обратить внимание общества на культурное наследие - исторические места и достопримечательности, а главное - напомнить, что оно нуждается в постоянной защите. Как сохранить наследие, как эффективно использовать его в интересах общества, для развития региона, страны, обсудили эксперты в ходе круглого стола в пресс-центре «АиФ».

После Второй мировой войны люди старались сохранить хотя бы то, что осталось. Сейчас в мире действует иная концепция охраны наследия, с новыми подходами и международными тенденциями.

По мнению Марины САТОЛИНОЙ, зав. сектора правового обеспечения социально-экономического развития Института экономики НАН РБ, защита национального достояния поднимает социально-экономическое развитие страны на более высокий уровень, создавая новые рабочие места, развивая туризм. «Международные документы ЮНЕСКО, Совета Европы, в том числе Национальная стратегия устойчивого развития РБ до 2030 г., призывают сохранять свою культуру, свое историко-культурное наследие. В 2030 году согласно принятой стратегии удельный вес бюджетных расходов на развитие культуры составит 2% ВВП. Доля отреставрированных и соответственно используемых памятников архитектуры, включенных в государственный список, - 75%. Одним из важных направлений в области культуры должна стать ее полная интеграция в политику устойчивого развития», - отметила эксперт.

Тему проблем в управлении наследием затронула Наталья ХВИР, зам. начальника управления по охране историко-культурного наследия Министерства культуры РБ.

- Главная проблема - нехватка специалистов. В регионах вопросами охраны культурных ценностей занимаются случайные люди, а небольшое количество специалистов министерства не могут взять под личный контроль все объекты страны. Кроме того, Административный и Уголовный кодексы РБ предусматривают наказания за нарушения, касающиеся культурного наследия, но вместе с тем к уголовной ответственности с 1993 г. никого не привлекли, а к административной - крайне мало и символически. Так, штраф за несогласованное строительство пристройки в историческом центре Бреста составил 1 базовую величину. Местные органы власти привыкли рассчитывать на помощь Минкульта, полагая, что к существующим проблемам имеют второстепенное отношение и не отвечают в полной мере за объекты, расположенные на их территории.

Государство, эксперт, общество

- Все чаще в международных документах встречается такое понятие, как управление наследием, или менеджмент-план. К сожалению, в белорусском законодательстве его пока нет, - считает Алла СТАШКЕВИЧ, директор Фонда «Культурное наследие и современность». - Речь идет о сложной системе взаимоотношений власти в центре и на местах, экспертов, местных сообществ, объединении их усилий для разработки плана сохранения и использования объектов наследия, для управления изменениями в их состоянии. В первую очередь важна заинтересованность всех представителей общества в необходимости сохранения наследия. Понимание важности такого подхода уже складывается в общественном сознании, но требует определенного времени, поскольку «сообщество наследия», следуя определению Конвенции Совета Европы о значении наследия для общества, не появляется само по себе, а формируется. Сегодняшние сообщества объединяют людей различных интересов и социальных групп. Важно выстроить диалог с людьми, понять, какие проблемы их волнуют. Скажем, молодежи не хватает развлекательных и спортивных учреждений, семьям - детских площадок, бизнесу - условий, велосипедистам - специальных дорожек, просто отдыхающим - транспортной инфраструктуры. Нужно подумать, как включить социальные интересы в дело охраны памятников. Такой подход к сохранению исторических ценностей - комплексная задача. Сегодня это не только конкретный памятник, но и среда обитания со своими экологией, ландшафтом, силуэтом города, нематериальным наследием (обычаи, традиции, еда).

Есть необходимость в создании экспертного центра в области охраны наследия для решения ряда задач. Среди них: профессиональный мониторинг, разработка новых методик охраны и управления, профессиональный перевод со знанием специфики, выстраивание коммуникаций с ЮНЕСКО, с Советом Европы, организация подготовки молодых специалистов, в том числе за рубежом - в крупнейших экспертных центрах ЮНЕСКО и ИКОМОС.

- Сегодня мы заявляем о существовании кризиса в управлении наследием, - продолжила эксперт. - При существующем подходе можно остаться вообще без него. Кризис особенно очевиден в профессиональной среде: считается, что в области культуры может работать кто угодно, независимо от компетенций. Советовать могут многие, но действовать должны профессионалы - особенно в такой хрупкой сфере, как наследие. Главный принцип - не навреди.

- Мониторинг объектов национального достояния - одна из основных функций формирования политики охраны наследия, - дополнил Игорь ЧЕРНЯВСКИЙ, член правления Фонда «Культурное наследие и современность». - Специалисты обязаны бывать на таких объектах. Нельзя решить вопросы охраны, не посещая объектов, не видя их. Знакомый археолог верно сказал: «Ну что это за специалист, если он трактор от городища отличить не может?».

Мнение

- В сфере охраны наследия должны работать только профессионалы, а у нас трудности со школой реставраторов. К сожалению, невозможно в реставрационных мастерских, как в прежние времена, поучиться у мастеров ремеслу или же повысить специализацию. Раньше делились с молодежью опытом, теперь этого нет, - сетует Игорь Чернявский.

- Есть необходимость в появлении института самоуправления территорией, а также в создании независимой от местной власти государственной инспекции, наподобие природоохранной или ГАИ, - продолжил беседу Вадим ГЛИННИК, архитектор-реставратор, директор научно-проектного центра «Рестабилис». - Природоохранная инспекция подчиняется Управлению делами президента РБ. Главные нарушители законодательства - местная власть, оказывающая давление на подчиненных инспекторов, допускающая сознательно или по незнанию халатность. Наше законодательство по охране памятников - на должном уровне, но необходимо проводить разработку процедур применения законодательных норм вплоть до создания методики ответственности. Нужны стандарты для оптимизации процессов внутри государственного управления, в том числе и на местах.

- Говоря о материальной природе нашего наследия, надо понимать: памятники созданы из материалов, которые необходимо сохранить, на этом базируется понятие подлинности. Миллионы евро потрачены на реставрацию фасадов по проспекту Независимости. А что происходит в его дворах? По новому кодексу реставрационные работы контролируются Минкультом, а текущий ремонт во дворах можно не согласовывать. Мы не настолько богаты, чтобы позволять себе такие «фокусы». Необходимо усилить экспертное сообщество, создать дискуссионную площадку, вовлекать общество в диалог, оказать поддержку в реализации гражданских инициатив. Мы и наше наследие находимся в одной лодке. Или мы научимся действовать заодно и сможем выплыть, или вместе пойдем ко дну. Наследие - явление временное. Главное - не количество сохраненных камней, а наша готовность сберечь то, что нам дорого.

- Важна личная ответственность в управлении наследием. К сожалению, до сих пор действует установка, что общее - значит ничье, - считает Сергей ЕГОРЕЙЧЕНКО, зам. директора Национального музея-заповедника «Несвиж». - Из-за отсутствия ответственности возникает большинство проблем, например, работы в охранных зонах, необоснованные сносы и реконструкции. Одни специалисты не знают законов, другие  сознательно игнорируют их. Есть же процедура: вызовите археологов, проведите обследование территории в границах охранных зон, а потом делайте что собирались!

 

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно