4373

Новая волна. Секреты драматургии Беларуси

№ 41 от 9 октября 2013 года 09/10/2013

 

Форум театрального искусства «ТЕАРТ» продолжается. Тем временем публика уже смогла по-знакомиться с программой белорусских премьер форума - пяти новаторских постановок: «PATRIS» Дмитрия Богославского, Сергея Анцелевича, Виктора Красовского; «Кратковременная» Константина Стешика; «Печальный хоккеист» Павла Пряжко; «Тихий шорох уходящих шагов» Дмитрия Богославского; «Ремонт» театра «ИнЖест».

В Минск на фестиваль приехал десант московских театральных критиков, которые рассуждали о феномене белорусской драматургии, получившей признание за рубежом, но не востребованной в самой Беларуси.

Театровед, начальник отдела по связям с общественностью Театрально-культурного комплекса «Александринский» Дмитрий РЕНАНСКИЙ отметил, что за последние десять лет произошла экспансия белорусской драматургии на российскую театральную сцену, и с появлением таких имен, как Константин Стешик, Павел Пряжко, Андрей Курейчик, стало возможным говорить о феномене «новой волны» белорусской драматургии.

- Мне трудно рассуждать о единстве белорусского феномена, - продолжила мысль театровед, театральный критик, программный директор фестиваля «Новая пьеса», член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска» (Москва) Кристина МАТВИЕНКО. - Но если говорить о Павле Пряжко, то, наверное, больше ни у кого нет такой медитативной, завораживающей документальности. У Пряжко есть невероятная способность «хватать реальность за шкирку» и препарировать ее.

Через руки театроведа, театрального критика, продюсера, заместителя художественного руководителя Театрально-культурного центра имени В. Мейерхольда, председателя экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска» Елены КОВАЛЬСКОЙ прошли произведения многих драматургов из разных стран:

- Каждый год пьес становилось все больше. Стали прослеживаться тренды - агрессивность, ненормативная лексика, внимание к маргинальным сферам жизни, которые СМИ и официальное искусство обходили вниманием… На этом фоне пьесы Стешика, Пряжко, Богославского были вне трендов, поэтому за них цеплялся глаз. Мы искали оригинальные вещи и находили их у драматургов из Беларуси.

В чем же секрет феномена «новой волны» белорусской драматургии? На этот вопрос попробовала ответить театровед, театральный критик, доцент кафедры истории русского театра РАТИ-ГИТИС, театральный обозреватель «Российской газеты» (Москва) Алена КАРАСЬ:

- Я хорошо знаю Павла Пряжко, с другими драматургами знакома хуже, но соглашусь: все лучшее за последнее время было написано в Беларуси. Мне кажется, я поняла, в чем секрет, когда впервые побывала в Минске, - это было несколько лет назад. То, что я увидела, очень сильно меня поразило - было очень сильное дежавю, потому что Минск очень напоминал Москву моего детства. И когда я читала тексты Пряжко, поняла, что они удивительным образом связаны с этим переживанием памяти...

Как жить?

На вопрос, когда же пьесы «новой волны» придут на большую сцену, Елена Ковальская ответила, что новая драма и государственный театр не обязаны питать симпатию друг к другу:

- Они идеологические, эстетические враги, которых незачем скрещивать. Возможно, все изменится, когда появятся альтернативные источники финансирования. Пока театр дотируется государством, поддержку будут иметь только идеологические институты, а маргинальные театры, где растет мысль и художники вместе с артистами переступают границы привычного, выходят за пределы норм, расцветут лишь там, где общество способно поддерживать такое искусство.

Юлия ТЕЛЬТЕВСКАЯ

 

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно