1815

«Задача нашего театра - поднимать темы, о которых не принято говорить»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 35. Долги наши тяжкие 27/08/2019
Фото Кристины Грековой. / Фото из открытых источников

Екатерина Солодуха – пример человека, который отказался от стабильности и предсказуемости ради того, чтобы заниматься тем, что нравится. В конкретном случае речь идет о частном театре – сфере, которой в Беларуси развиваться нелегко.

С какими трудностями приходится сталкиваться театральным менеджерам в нашей стране, понимает ли зритель альтернативный театр и есть ли у него будущее, «АиФ» рассказала автор независимой театральной компании «HomoCosmos» Екатерина СОЛОДУХА.

- Когда вы решили заняться частным театром, что вами двигало? Был ли у вас стратегический план, что нужно делать?

- Долгое время я работала в БГУ и занималась организацией Международного фестиваля студенческих и молодежных театров «Тэатральны куфар, БДУ». Сегодня я по-прежнему координирую фестиваль, не являясь штатным сотрудником. Но, когда несколько лет назад я приняла решение уйти в независимый «Театр Ч», мною двигало желание поучаствовать в чем-то новом. Наверняка любители театра помнят громкие постановки «Театра Ч» - «Дзяды», «Матушка Кураж»… Это были монументальные произведения. Однако мне не хватало экспериментальности, более легкого подхода к современному театру, и я решила идти дальше. Так возникла идея собственного проекта «HomoCosmos», центральной темой которого стал Человек, его Тело и поиск себя в пространстве и времени, внешний и внутренний. Проект раскрывает скобки, позволяя тому, что скрыто в них – табу, – стать темой обсуждения, открытой дискуссии, инициированной актером на сцене.

Не развлекать, а думать!

Задача нашего театра – поднимать актуальные темы, о которых часто не принято говорить. После показов обязательно происходят обсуждения: нам важно, что думают зрители, волнует ли их показанное, хотят ли они что-нибудь изменить. Очень часто женщины делятся личным опытом, даже просят совета, как им поступать в сложных ситуациях. Конечно, есть и такие зрители, которые считают, что не стоит поднимать такие спорные темы. Все мнения для нас очень ценны!

Первым стал моноспектакль «Камера, которую дала мне мать»: три года назад его поставил польский режиссер и соавтор проекта «HomoCosmos» Дариуш Езерский - он долго об этом мечтал.

спектакль
 

Об откровенной постановке заговорили, она пользуется успехом у зрителей до сих пор. После этого стали появляться другие режиссеры со своими идеями. Например, Наталья Леванова и драматург Алена Иванюшенко предложили порассуждать на тему отношений через призму материнства, деторождения. Наше сотрудничество вылилось в театральную игру по мотивам реальных историй. «Раскрытие» - спектакль, который в процессе постановки стал настоящим симбиозом авторов и актеров и продолжает развиваться как творческая лаборатория личного опыта и переживаний героев и зрителей.

А когда пришел наш постоянный на тот момент зритель Александр Дудин, он сказал, что хотел бы стать сопродюсером следующего проекта и спросил, какие есть в разработке. Еще он высказал пожелание, чтобы постановку осуществил его дедушка (знаменитый советский кинорежиссер Виталий Дудин Прим.). Мы долго думали, какую актуальную тему ему предложить, случайно нашли пьесу «Сексуальные неврозы наших родителей» швейцарского драматурга Лукаса Берфуса, и все получилось.  

Не все гладко?

- У меня складывается впечатление, что у вас в принципе все получается и нет особых проблем. Или вы не привыкли жаловаться?

- В действительности время от времени меня посещают мысли: «Все! Хватит! Зачем мне это надо? Почему я в это ввязалась?» Но все-таки я сама выбрала сознательно для себя такое занятие – менять театральное пространство. Меня никто не заставлял, поэтому, если взялся за гуж…

- Сложно ли искать средства для недотируемого театра?

- В первый спектакль «Камера, которую дала мне мать» мы вложили собственные средства совместно с режиссером. Все окупилось быстро, потому что постановка была минималистичной. Второй спектакль «Бог щекотки», который по пьесе белорусского драматурга Николая Рудковского ставил грузинский режиссер Давид Мгебришвили, был сделан полностью на мои личные деньги. Это, скажем так, стало осуществлением давнего плана: ранее, когда я предлагала другому частному театру поставить эту пьесу, они побоялись затрагиваемых а ней тем, таких как ВИЧ, ЛГБТ. Состав артистов тоже не сразу сформировался: многие не хотели играть гомосексуала, кто-то отказывался уже в процессе, и нам приходилось срочно искать замену…

спектакль
 

В Беларуси, к сожалению, у частного театра мало шансов получить государственную поддержку, как, например, в Литве, Эстонии, Польше. Но сейчас уже есть меценаты, которые готовы поддержать нас материально. Приятно, что люди хотят не только рестораны и барбершопы открывать, но и развивать театр. Вложенные средства в премьеру возвращаются где-то через пять показов. Обычно как раз на первых пяти спектаклях у нас полные залы – они небольшие, на 100 человек, но уже есть своя публика, которая старается ничего не пропускать. Сегодня средний возраст нашей аудитории - 30+, но и молодежь после спектакля «Увидеть розового слона», которым мы закрыли сезон и о котором говорили как об одной из самых стильных постановок, планирует в будущем активнее следить за нашей афишей.

спектакль
 

- Что готовите в новом сезоне?

- Резидентом «HomoCosmos» станет питерский режиссер Олег Христолюбский – он знаменит своими иммерсивными спектаклями (когда создается эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки. Это театр вовлечения, где зритель - полноправный участник происходящего. - Прим.) В Минске он сделает несколько работ. Первая - на злободневную, острую тему, но какую - пока не хочется раскрывать все карты. Также мы планируем работать с белорусскими режиссерами Александром Марченко, Ольгой Лабовкиной, Юрой Диваковым, Михаилом Лашицким.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно