www.aif.ru 0 9684

Пророчества Менделеева. Чем занимался ученый после ярких открытий

Статья из газеты: 14/08/2013

Пророчества Менделеева. Чем занимался ученый после ярких открытий.

После 1869 года химия в его работе отходит на второй план. Меня лично поразило содержание взглядов Менделеева на государственное и общественное устройство, развитие культуры и образования, студенчество, профессуру, соотношение интернационального и национального, духовную мощь как основу  экономического благополучия. Эти вопросы актуальны и сегодня.

В этот период Дмитрий Иванович занял в Российской империи уникальное место - советника - консультанта, эксперта императорского правительства по научным и народнохозяйственным вопросам. Без Д.И. Менделеева не решались проблемы воздухоплавания, нефтяного дела, производства бездымного пороха, таможенного дела, тарифов, реформ высшего образования,  постановки метрической службы, транспорта, спорта и др.

О нефти

Мы со школы знаем, что нефть, уголь, природный газ - продукты разложения биомассы - флоры и фауны. На этой основе некоторые представители науки и руководства делают  выводы о скорой кончине эры нефти.

Но Д.И.Менделеев, изучивший Бакинские нефтепромыслы и даже побывавший в Америке, где знакомился с нефтяными скважинами  Калифорнии, пришёл к выводу, что углероды имеют неорганическое  (абиогенное) происхождение. Вещество и породы, присутствующие в мантии  Земли, способны к постоянному воспроизводству углеродов, в том числе нефти. В XXI веке учёные обратились к выводам Д.И.Менделеева и находят подтверждение его взглядам.

О социализме

Проблемы, которыми занимался Д.И.Менделеев, значимы и в настоящее время. Но исследователи его работ должны быть готовы к преодолению препятствий. Дело в том, что избранные сочинения учёного, увидевшие свет до Октябрьской революции 1917 года и при советской власти, значительно разнятся. В СССР издано 25 томов. В них не вошел или был скорректирован ряд положений, которые якобы противоречили идеологии советской власти. Попытаюсь показать некоторые мысли учёного, не вошедшие в советское издание.

Из сочинений Д.И.Менделеева советского периода выброшен ряд  страниц с рассуждениями о социализме и коммунизме, а есть только ремарка: «О коммунизме у Д.И.Менделеева  совершенно неправильные представления…» Что же было утаено? Заслугой теоретиков социализма и коммунизма он считал развитие проблем гражданского общества, устройства государственных демократических структур, системы образования, здравоохранения, культуры и просвещения, гражданских свобод и равенства. Но при этом он показал и раскритиковал и слабости этих учений.

«Социалисты могут прийти к власти с помощью мало развитых и мало имущих по своей лености или разгильдяйству сил. Они породят чудовище в лице хищнического аппарата  государственного управления». Причину развития бюрократизма в различных сферах общественной  жизни Д.И.Менделеев видел в процессах экономической и политической концентрации власти. «Партии социалисты создают в интересах своих вождей и для духовного оболванивания самосознания народа. Это породит культ и диктатуру вождя. Вместо коллегиальности установится авторитарный тип власти. Всё будет зависеть от мозга одного человека. Средством воздействия на человека станет демагогия. Вождь наденет на народ ярмо и будет господствовать от имени этого народа».

В труде: «К познанию России» вычеркнуто всё, что говорится о ситуации в высших и средних учебных заведениях, о скудном научном содержании учебных программ, о засилии в структурах власти недоучек и их претензиях на первые места в государстве, о слабом знании отечественной литературы и национальной истории. «Национальные исторические знания далеки от правды. Они построены на лжи и выдумках. Не все прогрессивные произведения изучаются, ибо лица авторов не угодны отсталым чиновникам. Они консервативны и неразумны. Экономика неизбежно задохнётся,  если её подчинить сомнительной идее» (т. XXI).

Социалисты и марксисты привносят много полезного и прогрессивного в том, что касается решения социальных проблем, образования, здравоохранения, физкультурного развития. «Но могут ли решаться проблемы обеспечения достойной жизни людей, если социалисты исповедуют насилие и грабёж?  Истребляют инакомыслящих, занимаются террором. Сомнительна и их опора на самые бедные слои и на отчужденных от труда людей. Бедность во многом зависит от самих людей».

Об управлении

В «Заветных мыслях» на стр.382 XXIV тома он рассуждает о системе управления. В обществе нет более важного дела, чем выборы в государственный парламент, считал учёный и выдвигал требования, которыми следует руководствоваться при выборе депутатов и формировании парламента. На первое место он ставит духовно-нравственный уровень депутата. Только высокодуховный человек способен выражать и защищать интересы избирателей. Относиться к выбору депутатов надо серьёзно: надо избирать представителей всех слоёв общества - учёных, земледельцев и представителей капитала, «из лиц какого бы то ни было рода, но носителей прогрессивных идей, способных обеспечить движение вперёд государства в соответствии требованиями, определяемыми лишь общими народными интересами» (т. XXI).

Для экономического и социального развития государства нужны люди особой подготовки.  Люди без общей базы знаний литературы, философии, истории и других теорий общественной мысли, культуры и особенностей национальной культуры могут стать лёгкой добычей пропаганды или носителями авантюрных идей. Проблемы должно решать не неразбирающееся в вопросе безграмотное большинство, а образованные специалисты, которых всегда меньшинство. «Для российского государства очень опасно, если депутаты превратятся в  особую касту по индийскому образцу или гильдию по западному. Как первые представители граждан, они должны быть равны с низшими слоями России при исполнении  законов и решений императора и нести ответственность наравне со всеми за  свои злодеяния и не должное выполнение своих обязанностей».

О национальном

В сочинении «К познанию России» Д.И.Менделеев рассуждает о соотношении интернационального и национального значения знания отечественной истории и культуры,  национального языка, без которого немыслимы национальное самоутверждение, понимание  идентичности.

По  мнению Менделеева, социалисты и марксисты вытеснят национальное. «Самобытность народа заменят интернациональным. Если носители идей социализма придут к власти, то носителей обычаев и традиций своего народа заподозрят в национализме. Они будут объявлены неугодными государству.  Национальная идея объединяет народ для преодоления трудностей, в период войн, восстаний и потрясений. Национальные идеи питают народно-освободительное движения». «Национализм, по мне, столь естествен, что никогда, ни при каких порядках, желаемых «интернационалистами», не угаснет…» (т. XXI).

Менделеев утверждает: «Всё минет: и царство, и законы, но обычаи останутся, храня наследство отцов и матерей. Идя к цели, можно жертвовать всем, кроме совести, чести и величайших ценностей - свободы и независимости. Они сохраняются и передаются друг другу поколениями через символы, обряды, ритуалы, традиции».

Советы правителям

Обращаясь к императору, Д.И.Менделеев советует: в поисках мудрости не нужно уклоняться от противоположного мнения. Требуя исполнения законов, следить, чтобы они, даже и справедливые, не могли обратить человека в преступника. Не мстить врагам, ибо ножи точить они не перестанут. Не терпеть холопов, искать самостоятельных исполнителей государственной воли. Не любить хора славящих и низко кланяющихся.

Леонид ЦЫГАНКОВ, кандидат исторических наук, доцент 

 

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Можно ли в поезде пользоваться своим постельным бельем?
  2. Куда выкидывать лекарства?
  3. Чем сейчас занимается Александр Солодуха?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by