19874

Скрипка Гварнери приобретена для лучших студентов Академии музыки

№ 51 от 22 декабря 2010 года 22/12/2010

Виной всему была скрипка, на которой играл Артем Шишков, - инструмент неизвестного французского мастера ХIХ века. Когда Артему было 12 лет, скрипку помог найти народный артист СССР, руководитель знаменитого камерного оркестра «Виртуозы Москвы» Владимир Спиваков - инструмент срочно продавал человек, собравшийся уехать из Москвы жить за границу. Неплохая концертная скрипка, но, к сожалению, сегодня музыканту не хватает ее звучания.

Председателем жюри на конкурсе Чайковского был маэстро Спиваков, который написал письмо белорусскому президенту с просьбой помочь приобрести талантливому музыканту достойный его инструмент. Винтики закрутились, и, как рассказал заместитель начальника отдела учебных заведений и работы с творческой молодежью Министерства культуры Беларуси Анатолий МУКАЛОВ, было получено много предложений о приобретении инструмента из Германии, Франции, Италии, стран Юго-Восточной Азии:

- В прошлом году мы провели тендер, на котором были представлены несколько инструментов из Германии. Профессор кафедры скрипки Белорусской государственной академии музыки (БГАМ) Эдуард Кучинский, Артем Шишков и директор Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов Государственного музейно-выставочного центра России Михаил Горонок прослушали скрипки, но не нашли инструмента, который устроил бы их по качеству. Тогда работа была продолжена, и когда поступило новое предложение, эксперты выехали в Великобританию.

Первая ласточка

Профессор Кучинский очень волнуется, когда рассказывает о поисках скрипки:

- Я на себе испытал, какое это трудное дело. Если бы было больше денег, мы бы приобрели инструмент более высокого качества, но, обладая определенными ресурсами, мы выбрали, на мой взгляд, самую лучшую скрипку.

Всего было предложено семь инструментов. Мы очень напряженно работали с Артемом три дня и отобрали три скрипки, среди которых была работы Андреа Гварнери, чтобы проверить, как они звучат в зале филармонии. Мы боялись попасть под магию имени, но Гварнери сказал сам за себя: инструмент звучал очень красиво, тембр чудесный, заполнение зала звуком основательное, и скрипка удобна для руки - это предопределило выбор.

Для приобретения скрипки (1673 г.) Андреа Гварнери и смычка, изготовленного мастером Генри во второй половине ХIХ века, спонсоры выделили 240 тыс долларов. Инструмент, естественно, застрахован. В месте хранения скрипки поддерживается определенная температура и влажность, а футляр оснащен противоударной системой.

Как говорят специалисты, чем больше играешь на инструменте, тем больше он раскрывается, а если скрипка не играет - она затихает.

Кстати, предыдущим владельцем скрипки Гварнери было частное лицо из Мексики.

- Эдуард Викторович, эту скрипку называют первой ласточкой, которая может положить начало появлению уникальной коллекции инструментов в Беларуси. Какую скрипку вы хотели бы еще увидеть в этой коллекции?

- Скрипка Андреа Гварнери - инструмент четвертого уровня, а хотелось бы третьего или второго - мастеров Карло Бергонци или Доменико Монтаньяно. А если бы удалось, то и первого уровня - это, конечно, Антонио Страдивари или Джузеппе Гварнери, внук Андреа. Но эти скрипки стоят очень дорого - от 2 до 10 млн долларов. Появятся ли у нас инструменты более высокого качества - зависит от наших молодых исполнителей.

Скрипка будет выдаваться одаренным скрипачам - студентам Академии музыки - для участия в престижных международных конкурсах, ответственных концертных мероприятиях.

Оставить комментарий (0)